Экология

Как очистить Липецк от автопокрышек?


Апрель 13, 2019 14:57 0

Этим вопросом уже не первый год задаются власти и неравнодушные липчане. С наступлением весны, когда автовладельцы активно меняют зимнюю резину на летнюю, эта проблема приобретает особую актуальность. Свалки то и дело образуются на пустырях и неподалеку от гаражных кооперативов. А некоторые ревнители благоустройства тут же, уподобившись всем известному Плюшкину, спешат утащить колеса к себе во двор и оформить из них сомнительные по красоте и экологичности клумбы.

Президент РФ Владимир Путин поручил к 2024 году кардинально повысить показатели качества городской среды в российских городах. Вот только о каком повышении качества может идти речь, если чуть ли не в каждом дворе можно увидеть экологически опасный мусор в виде автопокрышек. «Липецкая газета» неоднократно посвящала свои публикации этой наболевшей теме.

Резиновый пейзаж

Так, больше года назад наше внимание привлекла масштабная свалка в районе промзоны ЛТЗ. Резину здесь складировали непосредственно в городской черте на расстоянии менее километра от ближайших домов частного сектора. Вот и на этот раз репортеры «ЛГ» решили первым делом наведаться в то злополучное место. К счастью, свалки уже не оказалось. Видимо, управление Октябрьским округом Липецка приняло соответствующие меры после нашего звонка. Но единичные автопокрышки все же наблюдались, и нет гарантии, что куча не достигнет тех же угрожающих размеров, что и прежде.

Зато большую свалку из отслужившей свой век резины мы обнаружили неподалеку от дома № 81 по улице Депутатской, через дорогу от которого располагается гаражный кооператив. Внушительная гора автопокрышек попалась на глаза и за контейнерной площадкой на бульваре Шубина в 24 микрорайоне. И это лишь немногие примеры. Такие свалки в городе далеко не редкость.

Тамара Лукьянчук, домохозяйка:

— На днях, проходя вдоль улицы Стаханова, довелось наблюдать такую картину. По всей видимости, совсем недавно там высадили молоденькие деревца, каждое из которых было «огорожено» изношенным колесом. Такие же колеса были разложены по всему периметру газона, вероятно для того, чтобы высадить в них такие же деревья. Напротив расположен один из офисов управляющей компании «Липецкий коммунальщик». Думается, что идея принадлежит сотрудникам этой организации.

Николай Дрепин, менеджер:

— На стадионе возле школы № 42 сооружена целая полоса препятствий из изношенных шин. И никому в голову не приходит, что такой подручный материал токсичен, особенно при нагревании на солнце. Справедливости ради стоит сказать, что подобный «спортивный снаряд» можно увидеть на территории многих детских учреждений города.

Как укатить шину

Определенную работу по избавлению города от шин в 2017 году начали проводить в управлении Правобережным округом, где запустили экологическую акцию «Укати шину». Рейды дважды прошли в частном секторе областного центра. Сотрудники управления разъясняли жителям, что складировать отработанные покрышки во дворах недопустимо, и увозили авторезину на переработку. Активисты были настроены приучить липчан к мысли, что шины — это мусор, а не элемент благоустройства. Кстати, известны случаи, когда клумбы, лебеди и драконы из покрышек шокировали иностранных гостей, посещающих наш город. Действительно, такие дизайнерские находки для цивилизованной Европы по меньшей мере дикость. Кроме того, по мнению экологов, резиновая пыль содержит в себе больше канцерогенных веществ, чем выхлопные газы автомобилей!

Пилотный проект

Однако очевидно, что эта работа должна быть системной, а не в рамках единичных акций и рейдов. Назрела разработка единого алгоритма при обращении с резиновыми отходами, чтобы эта примета времени все-таки перешла в разряд анахронизмов.

Буквально недавно на заседании комиссии по транспорту, дорожному хозяйству и благоустройству Липецкого горсовета депутаты обсудили вопрос об организации специальных мест для сбора использованных шин и их дальнейшей переработки. С этого года федеральное законодательство уже не позволяет вывоз и захоронение покрышек на полигонах, поскольку отработанная резина относится к четвертому классу опасности.

Предполагается, что в каждом округе Липецка теперь будут определены площадки для складирования вышедших из употребления шин. Их вывозом и переработкой займется компания «Экоцентр утилизации и инновационных технологий», с которой мэрия заключила соглашение. Это предприятие будет перерабатывать покрышки для производства тротуарной плитки из резиновой крошки, а также травмобезопасных покрытий для детских площадок, стадионов, прогулочных зон и велодорожек. Кстати, как оказалось, свалку в районе ЛТЗ удалось ликвидировать благодаря этому предприятию.

Реализация пилотного проекта начнется с Советского округа. Первые шины обещают вывезти уже в середине апреля. Если эксперимент подтвердит свою жизнеспособность, то опыт распространится на все городские территории.

Как рассказала начальник управления Советским округом администрации Липецка Любовь Райдер, в настоящее время специалисты управления занимаются разработкой маршрута движения. Грузчиков и транспорт для вывоза автопокрышек предоставит департамент дорожного хозяйства и благоустройства мэрии, который выступает в роли организатора и координатора пилотного проекта. Ожидается, что в тестовом режиме схема будет апробирована после 15 апреля. По некоторым сведениям, департамент склоняется к тому, чтобы открыть в Липецке единый пункт по приему отработанных шин во избежание возможных случаев возгорания или образования в местах накопления резиновых отходов дополнительных свалок.

Вывоз авторезины для муниципалитета будет бесплатным, затраты берет на себя переработчик. Но при условии, что в пункте приема шин будет не менее десяти тонн отходов. А вот с управляющими компаниями и шиномонтажками организации предстоит договориться по цене. Председатели всех гаражных кооперативов уже проинформированы о том, что покрышки теперь принимаются на переработку.

- В этом году наше предприятие должно переработать 700 тонн резины. – говорит генеральный директор компании «Экоцентр утилизации и инновационных технологий» Валерий Елисеев. - Мы принимаем колеса у всех, даже у обычных жителей, только они не должны быть покрашенными, такие покрышки в переработку не идут. За сутки наше предприятие сможет переработать 60 грузовых шин, то есть всего полторы тонны. Но для Липецка одной такой линии мало.

Цифры и факты

Более 500 тысяч единиц транспорта состоит на учете в Липецкой области. На тысячу жителей приходится свыше 400 автомобилей.

Из 3 тонн шин, а это всего 60 колес, получается 3 тонны резиновой крошки, или небольшая спортивная площадка.

150 килограммов весит одно грузовое колесо. В десятитонный КамАЗ при грамотной загрузке вручную максимально помещается 2 тонны колес, а при укладке с помощью механического погрузчика даже меньше тонны.

Ольга Журавлева («Липецкая газета»)

Фото Николая Черкасова

Комментарии 0

Новости по теме Новости MediaMetrics