Культура

Там пляшут огни индейских костров…


Май 27, 2019 13:06 0

Индейцы  в самом сердце Центральной России? Почему бы и нет, подумали в Чернаве и придумали фестиваль.  Тем более что нашли связующую нить  между историей своей малой родины и историей далекого американского континента. Расстояние оказалось даже короче, чем мы можем представить.  В 1855 году Генри Лонгфелло, снискавший славу национального поэта Соединенных Штатов Америки своими эпическими поэмами, пишет  еще одну  - «Песнь о Гайавате», красиво и сказочно описывающую быт индейцев Северной Америки. Правда, о том, насколько поэма получилась красивой  и сказочной, в России узнали во многом благодаря Ивану Алексеевичу Бунину, который перевел «Песнь» в 1896 году, и чей перевод по сей день считается  лучшим.

Собственно, уже и этой связи было бы достаточно – Ивана Бунина, детство и юность которого прошли  в наших местах,  чтут на липецкой земле,  трепетно хранят память о нем, проводят посвященные ему и его творчеству фестивали в Ельце, Становом и Озерках.

Но  у чернавцев -  своя история. Первым воеводой города Чернавска, основанного на месте небольшой крепости почти 900 лет назад, был казак Иван Афанасьевич Бунин – предок писателя. Круг замкнулся: Чернавская крепость – Бунин – Лонгфелло – индейцы – Бунин – Чернава. Так и получился литературно-этнографический фестиваль «Песнь о Гайавате на границе Дикого поля».  Еще одно пояснение: Дикое поле – место в Чернаве на берегу Быстрой Сосны, где до сих пор сохранились валы той самой древней крепости.    

«Жить как братья»

… Конечно, не все так просто. Как стало понятно позже,  чернавцы подняли немало исторических пластов.  Мы же в течение всей двухчасовой дороги из Липецка в Чернаву гадали, как же соединят они несоединимое?  Ведь в программе обещали одновременную работу площадок «Казачья застава» и «Индейский лагерь», реконструкцию сражения американо-индейских войн середины 19 века и прогулки на каноэ по Быстрой Сосне. Венчать  фестиваль должна была литературно-музыкальная композиция, где гости читают «Песнь о Гайявате»,  а между отрывками из поэмы звучат  страдания и народные песни  в исполнении фольклорного ансамбля «Сустреча».

Словом, действо ожидалось как минимум интересное, как максимум претендующее на место в ряду действительно неординарных событийных фестивалей Липецкой области. Такой штучный и  редкий пока еще товар.  

Бросив бессмысленные гадания, остаток пути  мы посвятили знакомству с «Песнью о Гайавате».   А там и был ответ на наш вопрос. Герой поэмы, «сын печали и нежной страсти», стал тем пророком, который указал индейцам, раздираемым междоусобными  войнами, путь спасения. Путь этот простой – объединиться и «жить как братья».

Типи, шайенны и Огненная Выдра

Братским и объединяющим оказался и фестиваль. На Диком поле, куда мы благополучно добрались, уютно чувствовали себя рядом большой шатер воеводы, казачьи палатки и два типи – это переносное жилище индейцев. 

Нам больше знакомо слово «вигвам», но, как объяснил мне суровый представитель одного из племен с именем Хмурый День, вигвам – одна из разновидностей типи и его использовали чаще лесные индейцы. Типи же были в ходу у степных и горных племен. Это конусообразная палатка, которую индейцы сначала делали из кусков кожи, а с приходом на континент белых позаимствовали у них парусину и шерсть.

 В центре типи горел костер, за которым следили женщины.  Еще одна участница фестиваля – Огненная Выдра – получила свое имя после пожара, который случился в ее шатре. Тогда выгорел только полог, ни сама девушка, ни остальные вещи не пострадали.  «Огонь показал себя, дал знак», - совсем в стиле настоящих индейцев сделали вывод реконструкторы.

В типи Огненной Выдры и Хмурого Дня можно было увидеть традиционные индейские одежды. Мужская рубаха, сшитая из кожи и украшенная бахромой и тесьмой, висела на специальной распорке, дабы сохранить  форму. Тут же огромный, пышный головной убор из черных перьев. Такие венчали голову представителей самых отчаянных племен – шайеннов. Позже именно в этом уборе Хмурый День представит индейские танцы на поляне.

 Рядом в типи  – женское платье из шерсти. Шерсть индейцы тоже покупали у белых поселенцев.  Ее окрашивали, закрепляя ткань деревянными брусками и опуская в чан с краской. Таким образом по краю ткани оставалась белая полоска, которую белые переселенцы срезали, а индейцы превратили в элемент декора.

- Это платье – реплика настоящего индейского наряда 1909 года, - рассказала Огненная Выдра. – На нем нашиты ракушки каури, заменявшие индейцам деньги. Так что у меня богатый муж, потому что только богатые индейцы могли позволить себе такие украшения.

Пушки и фальшивые монеты

 Все приехавшие в Чернаву индейцы – представители подмосковных клубов военно-исторической реконструкции.  Истоки любви к североамериканским племенам, их быту, героике – в знаменитых  и любимых в советское время вестернов об индейцах, их славной борьбе с белыми переселенцами, в которой они, благородные и бесстрашные, все-таки потерпели поражение.  

Один из эпизодов сражения индейцев с федеральной американской армией воспроизвели тут же на Диком поле.  Надо сказать, в духе традиционного представления белых о кровожадности индейцев: те нападают на мирно путешествующих переселенцев, убивают их, отбирают одежду и ценные вещи. Но торжество их длится не долго – из леса появляется лейтенант американской армии, зовет подмогу. Против пушки и ружей армии стрелы и ножи индейцев бессильны, поселенцы отомщены, индейцы уничтожены.

Американский городок – еще одна площадка фестиваля. Это место дислокации американских «федералов».  По словам организатора площадок, представителя клуба «Ассоциация Север-Юг» Дениса Минакова (он же лейтенант американской армии Дэн Уилсон), сражения с индейцами – лишь часть их реконструкции. Главное – гражданская война между Севером и Югом Америки 1961-1865 годов.  Реконструируют тот период и те события лишь чуть более сотни человек в России. На вопрос, почему именно Америка, Денис Минаков отвечает просто: «История – это не политика. Мы пропагандируем прежде всего историю. Кстати, в Америке есть клубы, которые реконструируют Красную Армию.  Им тоже задают вопросы, чем обусловлен такой выбор, и они дают такой же ответ, как мы, – это история».

Это еще и развлечение, добавим мы. В американском городке на ура шла чеканка фальшивых долларов из алюминиевых заготовок. На вид – серебряная монета, можно сделать полную копию доллара, а можно выбрать из шаблонов. Например, со словами «Да» и «Нет»  с разных сторон, и потом использовать  в сложных ситуациях, когда нужно сделать выбор.  Можно было и написать письмо из тех времен, наклеить марку, пострелять из реплик орудий.

Лонгфелло и «Песнь о Гайавате»

Американский городок стал пристанищем и для пары переселенцев. Владимир Чарондин  с супругой – реконструкторы со стажем.  Сам Владимир на разных фестивалях побывал в роли гвардейского артиллериста французской конной армии, участвовал в реконструкции крымской войны, франко-немецкой войны 1914 года и других.  На площадке Дикого поля Владимир Чарондин предстал в двух ипостасях: как уже было сказано, переселенца и самого Генри Лонгфелло.

Вместе с еще одним гостем фестиваля – афроамериканцем Джаспером Диксоном, который был  в образе самого себя,  в литературно-музыкальной композиции «Песнь о Гайавате на границе Дикого поля» они прочитали отрывок  из поэмы. Первый – на языке оригинала, второй –  на русском в переводе Ивана Алексеевича Бунина. Сцена, заслуживающая самых высоких театральных подмостков.

Это еще одна находка чернавцев – «Песнь» читали приглашенные актеры, писатели, поэты из Липецкой области, Москвы и Подмосковья,  сами реконструкторы, приехавшие на фестиваль представители музеев. 

В их числе - актер театра им. Станиславского Николай Трефилов, заслуженный артист России, преподаватель ЕГУ им. Бунина Владимир Громовиков, член Союза писателей России и Сербии Александр Новосельцев, актер театра "Бенефис" Николай Клоков, президент фонда "Иппокрена", организатор фестиваля "Бунинские озерки" Елена Полянская, научный сотрудник Липецкого областного краеведческого музея Светлана Иноземцева, актер, переводчик, реконструктор Владимир Чарондин и Джаспер Джексон из США. Среди чтецов - чернавцы, школьники Иван Шубин и Ирина Никифорова, поэтесса Людмила Шилова.

Сказания об индейцах логично продолжались индейскими же танцами, которые представили реконструкторы. Затем на поле выходил  фольклорный ансамбль «Сустреча», и пространство наполнялось русскими напевами.  Сочетание настолько же захватывающее, насколько необычное.

Штучные идеи

Нынешний Чернавский фестиваль – это своего рода подготовка к серьезному юбилею: в 2021 году село отметит 900-летие со дня основания.  В будущем  году  - 150-летие со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. Солидным датам – весомые события, решили в Чернаве. По словам главы села Татьяны Халяпиной, сохраняя свои традиции, уважаем и чужие. Более того,  открыты для всего нового. Увидеть, пощупать историю, не только свою, но абсолютно экзотическую для наших мест – одна из миссий этого фестиваля.

Сама Татьяна Халяпина на фестивале была в традиционном русском наряде, подчеркнув ту самую объединительную суть всего действа. «Если наша история связывается с другой, почему бы это не использовать?»

А планы у чернавцев – грандиозные. Два года назад было создано историко-краеведческое сообщество «Дикое поле»,  одним из главных проектов которого можно считать создание Чернавской крепости. Это будет  стационарная площадка, на которой воссоздадут древний острог, сторожевое сооружение. Здесь и будут проходить все исторические и не только мероприятия.

Инициаторы этого исторического проекта   – директор местного ДК Ольга Инютина и руководитель историко-краеведческого сообщества Алексей Дудин. «Мы изучаем каждую страницу истории Чернавы, вводим события давно минувших лет в наши мероприятия, рассказываем о них, чтобы сделать достоянием  и самих жителей Чернавы, и наших гостей, - говорит Ольга Инютина.  – Мы хотим поднять пласты, которые не на виду, о которых мало знают».  

Пока, правда, остро стоит вопрос с финансированием строительства будущей крепости.  Понимают в Чернаве, что привлечь инвестора прожектами, отраженными только на бумаге,  не удастся. А под реализованную идею, да еще и столь необычную,  - возможно. Чернавский фестиваль со временем имеет все шансы стать одной из визитных карточек Липецкой области.  

… «Песнь о Гайавате» пока не положили на музыку. Но как-то очень к месту в машине на обратном пути вдруг запел Гарик Сукачев.

  «Ты видишь, как пляшут огни индейских костров

 На лицах вождей умерших племен.

Там, где замкнулся круг, где волос пронзило перо,

Я  танцую танец огня»…

Татьяна Мирзоева 

фото Василия Попова, Николая Черкасова, Татьяны Мирзоевой

Комментарии 0

Новости по теме Новости MediaMetrics