Общество

Юлия Губанова: «Любой исторический деятель – плоть от плоти своего народа»


Июль 16, 2019 15:21 0

«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», – сказал известный отечественный историк Василий Ключевский. А вот на уроках Юлии Губановой историю любят и ценят. Наверное, поэтому молодого преподавателя истории и обществознания липецкой школы № 59 признали победителем муниципального конкурса «Учитель года-2019».  Портрет Юлии в этом году украшает областную Доску почета. 

– Юлия Михайловна, так в чем же смысл преподавания истории?

– В любом случае не в зазубривании конкретных дат и цифр. История циклична, поэтому человечеству весьма полезно знать свое прошлое, уметь устанавливать причинно-следственные связи, проводить исторические параллели, понимать логику тех или иных исторических событий, делать разумные выводы. Этому учат на уроках истории. 

– На ваш взгляд, наша страна – прилежная ученица? Какую бы вы поставили ей отметку?

– Ставить оценки стране не в моей компетенции, я только учитель истории и к тому же сама являюсь частью этой страны. Боюсь оказаться пристрастной. Скажу так: история не имеет сослагательного наклонения. Кто знает, как развивались бы события, если тот или иной исторический деятель поступил бы иначе. 

Умеет ли Россия извлекать уроки из своего прошлого? Думаю, на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. В любом случае, не хочу судить свою страну. Я должна ее любить, чтить, должна как педагог и воспитатель прививать детям любовь к Родине. Но ни в коем случае не осуждать ее. 

– Один из разделов вашего сайта украшает фраза Цицерона: «Первая задача истории – воздержаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности». Насколько возможно историку придерживаться этих принципов?

– Только в рамках своих знаний. Ведь он оперирует не придуманными, а уже имеющимися фактами. Что же касается оценки этих фактов, то тут для каждого правда своя: трактовать то или иное событие, документ, личность можно с разных позиций. И у меня есть свое мнение, однако учитель не должен его навязывать детям. В противном случае они никогда не научатся мыслить самостоятельно. Мне бы этого не хотелось.

– А нынешние учебники истории учат самостоятельному мышлению? 

– Современные учебники дают информацию дозированно, но они менее тенденциозны, нежели советские. Вообще, ни один учебник не может быть абсолютно точным и политически непредвзятым. Поэтому, помимо учебников, рекомендую ребятам в качестве дополнительной информации книги, фильмы, иные источники, которые могут сформировать наиболее полную и объективную картину того или иного исторического периода.

Однако история каждый раз раскрывается с новой стороны. Много засекреченных документов, обнародование которых может существенно изменить наше представление о прошлом.    

– В Орле воздвигли памятник Ивану Грозному, в Липецке – бюст Сталина. Это следствие изменения нашего представления о прошлом? Как бы вы объяснили это детям? 

– Мне повезло, мои дети не спрашивают меня о таких вещах. Что касается фигуры Грозного, ее нельзя оценивать однозначно: тот же Генрих VIII казнил людей в сотни раз больше, чем Иван Грозный. К тому же жесткая политика по отношению к вельможному боярству в целях сохранения единого государства была в то время просто необходима. В конце концов, без нее государство не смогло бы преумножить свои территориальные владения. Тиран, деспот, убийца… Любой исторический деятель поступает сообразно требованиям времени. К тому же он плоть от плоти своего народа. Что же касается исторических документов, свидетельствующих против того или иного «тирана и убийцы», то они составляются простыми смертными. Для того чтобы представление о том или ином факте истории было более менее объективным, необходимо сравнить 3-4 источника. 

В период правления Сталина Россия вышла из долговой ямы и разрухи после Гражданской войны и интервенции. У нас не было ничего: промышленности, сельского хозяйства. Страну пришлось восстанавливать по крупицам, а это требовало напряжения всех человеческих сил. Россия находилась в международной изоляции. Необходимо было защищаться, вооружаться, самоутверждаться. Время было тяжелое, не все нашли в нем оправдание своих надежд. Хотелось бы сказать, что оценка той или иной личности в истории – вопрос субъективный и характер этой оценки зависит от самого человека, от его воспитания, от его исторических знаний. Моя задача – дать человеку эти знания.

Евгений Козлов, "Молодежный вестник", фото Геннадия Логунова

Комментарии 0

Новости по теме Новости MediaMetrics