Общество

Памятник последнему импрессионисту: Липецк расширяет границы


0

Вероятно, в России не так много мест, где поставлены памятники художникам. Во всяком случае, их гораздо меньше, чем монументов в честь выдающихся полководцев, ученых, писателей. И то, что в Липецке 20 июля открывается памятник  одному из лучших русских живописцев второй половины двадцатого века Виктору Сорокину, — событие, которое не вмещается в границы Липецкой области.

Перебравшись через два года после войны из Москвы в Елец, а позднее в Липецк, где он жил и творил десятки лет, Сорокин именно здесь, на нашей земле, обрел всероссийскую и мировую известность. Его называют последним импрессионистом. О нем кто с почтением, кто с восторгом говорит как о выдающемся мастере. И не случайно его верные друзья, ученики, последователи не пожалели усилий, чтобы уже при жизни Виктора Семеновича у нас открылся его музей-мастерская. В народе этот небольшой старинный домик в начале Петровского спуска чаще называют просто Домом Мастера. В этих стенах, кроме произведений Сорокина, экспонируются живопись, графика, скульптура ведущих художников нашей страны. Они почитают за честь показать именно здесь свои работы. Сорокин прежде всего пейзажист. Казалось бы, мало ли на Руси одаренных пейзажистов. Но чьи холсты сравнятся по обаянию, силе, свежести и глубине с тем, что рождено под кистью липчанина? Может быть, лучше любого искусствоведа и критика он сам сумел объяснить секрет безраздельной своей власти над публикой.

«К работе готовлюсь долго... Хожу, смотрю, разговариваю и готовлюсь. Во мне вынашивается философский смысл. Какая философия в натюрморте или пейзаже? Проведем линию — это земля. Выше нее — небо. Бог, свет, радость, добро, красота. Ниже линии — ад, бес, тьма, зло, глупость. Мы стоим на земле, нужно оставаться на земле. Между верхом и низом — борьба. Побеждают небесные силы. Это и нужно показать в работе. Все зло в жизни от дураков, от них не избавишься. Но это не главное. Главное — красота. Утверждая красоту, борешься со злом», — писал он.

Стоя перед картинами, не каждый зритель осознает, а тем более четко формулирует суть сорокинских творений. Но они исподволь укрепляют душу, что-то меняют в твоем понимании жизни. Виктор Семенович обладал исключительной способностью перестраивать и наше зрение, и наш духовный мир. Помните давний рассказ Глеба Успенского о том, как скульптура Венеры Милосской выпрямила, спасла человека от усталости и безверия? Вот так же выпрямляет людей живопись Сорокина.

Он умел пробуждать чувства и мысли, не тратя слов, всего лишь красочными мазками, сочетанием цветов. Он учил, не наставляя, не поучая. Удивительно, сколько талантливых художников считают себя его учениками. Хотя они не были его студентами, а он не растолковывал им тайны ремесла, с кем-то даже не был знаком. Но они учились у него, всматриваясь, погружаясь в глубины сорокинской живописи, открывая в ней до того неведомые им возможности.

Мастера давно нет с нами, а энергия его искусства продолжает подпитывать живущих. Не будь Сорокина, не появился бы в календаре региона День художника, который отмечается 25 декабря — это дата рождения Мастера. Скорее всего, не возникла бы и традиция Липецких пленэров, собирающих художников всего Центра России. Вообще, без Сорокина Липецк был бы неизмеримо беднее. Да что Липецк! Вся Россия, история ее изобразительного искусства.

Так что появление памятника этому человеку, творившему красоту в единоборстве со злом, прочно стоявшему на земле, но устремленному к небу, закономерно. И открытие его в День города — событие символичное и праздничное.

И. Неверов, "Липецкая газета"

Комментарии 0

Новости по теме Новости MediaMetrics