Общество

Анатолий Якутин: «Двойка - инструмент психологического насилия»


0

Что мешает детям хорошо учиться? Каким должен быть учитель в эпоху искусственного интеллекта? Что делать гуманитариям в мире IT-технологий? Накануне Дня учителя на вопросы LipetskMedia ответил заместитель главы администрации Липецкой области Анатолий Якутин.            

- Анатолий Владимирович, вы только что вернулись с международной конференции  по новым образовательным технологиям Edcrunch-2019 в Москве. Как сегодня меняются  тренды в образовании, что из услышанного заинтересовало больше всего?

- Мне понравились выступления представителей Финляндии. Финские школы, наряду с канадскими и австралийскими, сейчас одни из самых передовых и интересных в мире. Их парадигма развития совпадает с моими представлениями о том, какой должна быть современная система образования. Мне очень близки идеи свободной формы обучения - полное доверие между преподавателями и учениками, отсутствие домашних  заданий и отрицательных оценок. Самое ужасное, когда ребенку ставят двойку, используя ее как инструмент психологического насилия. Финские школы ориентируются в первую очередь не на жесткие государственные стандарты, а на интересы ребенка.

Мы же до сих пор словно сидим в плотно зашторенном классе и боимся выглянуть в окно. Учим по старинке вещам, которые совершенно не пригодятся. Заставляем детей зубрить огромный массив данных, которые легкодоступны благодаря технологиям. 

Сегодня гораздо важнее развивать критическое мышление, не заучивать информацию, а уметь ею пользоваться, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Я хотел убедиться, что смотрю в правильном направлении. Конференция, общение со спикерами и коллегами помогли «сверить часы». Многие идеи хотелось бы в перспективе реализовать у нас.

- Разговор накануне Дня учителя. А каким должен быть учитель сегодня? Не оттеснят ли его гаджеты и технологии на второй план?

- Сейчас образование переходит на новый виток развития, становится более индивидуальным. Педагог должен кастомизировать учебную программу под каждого своего ученика, выступая своего рода тьютором, наставником. Конечно, когда в классе 25 человек - это очень непросто, но нужно использовать вариативность и другие методики. В идеале учитель должен учить тому, что ему интересно, а ученик изучать то, что интересно ему. Таким образом, вовлеченность в процесс передачи знаний становится максимальной, равно как и эффект.         

- Очевидно, такой подход к образованию станет возможен еще не скоро. Но уже сейчас есть школы с оригинальными авторскими методиками, направленными на развитие у детей soft skills – критического мышления,  умения взаимодействовать в команде, коммуникабельности и т.д. Появятся ли они у нас?

- Было бы здорово. За такими школами будущее. Ведь учиться по устаревшим методикам просто неинтересно. Куда увлекательнее научиться использовать потенциал друг друга для решения различных стоящих перед классом задач. По-хорошему между школами должна быть конкуренция, чтобы родители могли выбрать, куда отвести ребенка.

-  Как считаете, что сегодня мешает детям хорошо учиться?

- Им просто неинтересно в школе. Они идут на занятия, потому что должны идти, и внутренне сопротивляются этому. Есть исследования, утверждающие, что лишь десять процентов детей с удовольствием ходят в школу. Из них всего десять процентов, то есть один процент от общего числа, с удовольствием учатся. Остальные 99 процентов приходят на уроки только потому, что так заведено. Это определенный, не менявшийся веками ритуал, подчеркивающий иерархичность отношений между учителем и учеником и неравноправное положение ребенка. Ребята идут на занятия, чтобы получить пятерку и порадовать родителей, а не для того, чтобы узнать, например,  почему идет дождь.          

- Вспоминается сцена из фильма Алана Паркера «Стена» с музыкой группы Pink Floyd, когда детей безжалостно перемалывает школьный конвейер…

- Абсолютно точно - «We don't need no education». Детей загнали в жесткие рамки дисциплины, заставляют сидеть не шелохнувшись, хотя естественное состояние для ребенка - двигаться и познавать мир.

Человек по природе любознателен, ему не хочется просто валяться на диване. Отбив в детстве это стремление, мы создаем общество ленивых потребителей, предпочитающих лучше не делать ничего, чем совершить усилие над собой и сделать хоть что-то.

Мы выходим во взрослую среду, неся за собой шлейф психологических комплексов и душевных шрамов, приобретенных за школьной партой. Хочется, чтобы учителя были добрее к детям.

- В районах появляются новые образовательные пространства - «Точки роста». Как оцениваете их потенциал, каких результатов ждете?

- Это хороший образец организации современной образовательной среды, начиная с технической оснащенности  и заканчивая  расстановкой  мебели и цветом стен. Парты с дышащими друг другу в затылок учениками должны уйти в прошлое. Атмосфера «Точек роста» располагает к получению знаний. Сейчас их 25, через пять лет будет около 200. Мы рассчитываем, что они станут не просто классами для уроков технологии или информатики, а местом притяжения креативных молодых людей, увлеченных информационными технологиями, своего родами коворкингами для общения и совместной работы. А педагогам «Точки роста» помогут по-новому построить образовательный процесс.

   - Как проходит эксперимент с управлением школьным питанием онлайн в школах Липецка и Ельца? Когда этот проект заработает во всех школах области?

- Вопрос очень серьезный, нельзя запускать сырой, недоработанный продукт на рынок, без учета всех тонкостей и нюансов. Поэтому пока продолжим обкатку проекта на нескольких пилотных площадках. Под особым контролем и качество блюд. Если дети не едят то, что дают, если идут постоянные нарекания от родителей, значит, с питанием что-то не так. Надо менять процессы: задуматься над технологиями закупок продуктов, их приготовления и т. д.

  - Родительская общественность бурно обсуждает введение с 2022 года обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Поможет ли госэкзамен школьникам овладеть им?

- Язык - это инструмент общения. Невозможно научиться играть на гитаре, не взяв ее в руки. Точно так же это правило работает в языкознании. Важно заинтересовать ребенка культурной средой: литературой на языке оригинала, кинематографом, музыкой. Нужна постоянная практика общения. ЕГЭ - всего лишь формальный тест, один из элементов проверки качества знаний, а не самоцель. Знание языка обычно подразумевает способность говорить на нем, а для этого нужна осознанная мотивация.

- Какова судьба малокомплектных сельских школ в век технологий?

- Я знаю, как они живут, не понаслышке. В детстве меня выручала сельская библиотека неподалеку от дома. Сейчас, чтобы получить любую информацию, любой учебный курс, вообще не нужно никуда ходить. Цифровизация дала равные возможности. У малокомплектных школ есть немало плюсов. Понимаю, что при подушевом финансировании им очень сложно, но когда идет обратный процесс, детей объединяют в огромные классы – это неправильно. В моем понимании, больше 12 человек в классе быть не должно. В идеале – небольшая группа с несколькими педагогами, один из которых еще и психолог. Возможно, в малокомплектной школе не нужно много предметников, а нужны хорошие педагоги, развивающие базовые soft skills. Уроки по предметам можно организовывать с помощью  приглашенных учителей и занятий онлайн. Зачастую, смотря YouTube-канал,  можно узнать больше, чем из скучного учебника. Тот же «Яндекс Лицей» успешно дистанционно обучает программированию, в том числе и учеников сельских школ. В небольшом коллективе проще обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику.

- Вечный спор между «физиками» и «лириками» продолжается. Сейчас в образовании доминирует ориентирование на IT. Что делать гуманитариям в мире технологий?

- Базовые IT-знания доступны всем: и «физикам», и «лирикам», все же сегодня умеют пользоваться смартфоном. Другое дело, что информатику у нас до сих пор преподают очень посредственно. Уверен, недалеко то время, когда программирование на одном из языков будет таким же базовым знанием, как умение читать. Традиционное разделение на технарей и гуманитариев уйдет в прошлое. Цифровой мир уже сейчас вполне обычная часть нашей действительности. Сто лет назад умение управлять автомобилем было чем-то экстраординарным, сегодня машину водят практически все.

- Технологии меняют наш мир, многие традиционные профессии становятся невостребованными и, наоборот, появляются совершенно новые. Каким «профессиям будущего» вы бы посоветовали учиться сегодня? Готовы ли обучать им липецкие вузы и колледжи?

- Порекомендовал бы молодым людям в первую очередь понять, чего им хочется на самом деле, нежели следовать модным трендам или чьим-то советам. Я, конечно, могу сказать, мол, идите все в IT. Но им, может быть, это совершенно не интересно. Они хотят быть художниками. Пусть занимаются любимым делом. Надоест - выберут что-то другое. Один из главных трендов сейчас - непрерывное образование в течение всей жизни человека. Современный мир устроен иначе, чем мир эпохи индустриализации. Можно не бояться менять профессию, сферу деятельности, здесь и сейчас делать то, что приносит вам удовольствие.

Мы стремимся к тому, чтобы вузы и IT-компании теснее сотрудничали в деле подготовки специалистов. Но предстоит еще большая работа, чтобы привести учебные планы в соответствие с запросами рынка труда.

Сергей Малюков

 

Комментарии 0

Новости по теме Новости MediaMetrics