Общество

Сталинская «щука» всплыла во Льве Толстом


0

Новый проект «Липецкой газеты» «И помнит мир спасенный…», который мы посвятили 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, вызвал живой отклик читателей. Уже первая публикация «Шаг по дороге памяти» в номере от 7 января не оставила равнодушными липчан. Сегодня мы продолжаем тему.

За прошедшие с победного мая 1945-го 75 лет тысячи единиц боевой техники замерли в виде памятников на мемориалах в честь героев сражений Великой Отечественной. Немало таких монументов находится и в нашей области. Встречаются среди них и очень редкие образцы.

Сталинская «щука»

Один из таких раритетов — танк ИС-3. 40 лет назад он стал настоящим открытием военного мемориала в поселке Лев Толстой. Зловещего вида бронированный гигант за необычную форму носовой части корпуса получил в войсках прозвище «щука». Эта форма обеспечивала танку высокую стойкость к попаданию бронебойных снарядов даже самых больших калибров.

В отличие от двух первых модификаций третий «Иосиф Сталин» не успел принять участие в боях Второй мировой войны. В серийное производство его запустили победной весной 1945-го. Западные союзники впервые увидели этот танк на параде Победы в Берлине 7 сентября. Расчет из пяти десятков ИС-3 завершал колонну техники, продемонстрировав военным специалистам невероятную ударную мощь наших бронетанковых войск. Всего было выпущено более 1500 машин ИС-3. Он стоял на вооружении не только Советской армии, но и армий КНДР, Египта, Израиля. Некоторые образцы несли свою службу до середины 90-х годов прошлого века.

Поселку Лев Толстой списанный ИС-3 выделили в 1975 году. Танк отреставрировали на местном авторемонтном предприятии, и сегодня он по-прежнему украшает лев-толстовский мемориал Славы, являясь и символом Победы, и напоминанием о героически воевавшей на фронтах Великой Отечественной танковой колонне «Рязанский колхозник», построенной на личные сбережения жителей района.

«Катюша» с характером

Установка полевой реактивной артиллерии — «Катюша», как прозвали ее солдаты, — высится на постаменте в городе Грязи. Неподалеку от этого места раскинулось село Двуречки — родина капитана Ивана Флерова, командира первой батареи легендарных «Катюш».

Уже после первого залпа немцы устроили за батарей Флерова настоящую охоту. Вечером 6 октября 1941 года у смоленской деревни Богатырь расчет капитана попал в засаду. Тяжело раненый Флеров вместе с собой взорвал головную машину. Воспользовавшись замешательством фашистов, другие расчеты успели подорвать остальные установки. Ценой своей жизни капитан не позволил захватить секретное оружие. Посмертно Иван Андреевич был удостоен ордена Отечественной войны I степени, но лишь в 1963 году. А звание Героя России ему было присвоено только в начале 90-х прошлого века.

Макет знаменитой реактивной установки был привезен из города Ржева. Интересно, что до Грязей боевая машина добиралась своим ходом. Памятник возведен по инициативе участника Великой Отечественной войны Анатолия Ивановича Тимофеева. Открытие монумента состоялось 8 мая 1982 года. Памятная доска на постаменте гласит: «Гвардейский миномет «КАТЮША» памяти командира первой батареи капитана Флерова И. А. от земляков. Май 1982 г.». В селе Двуречки, в доме, где жил герой, в канун 30-летия Великой Победы появился музей его имени.

Обед по расписанию

Осенью 2016 года на постамент при въезде в село Лавы Елецкого района установили полевую кухню времен Великой Отечественной войны. Кухня марки КП-2-42 была найдена в местах активных боевых действий у елецкой деревни Ивановка и сохранена Александрой и Татьяной Архиповыми. Они передали ее в дар жителю Лав Николаю Оборотову, который вместе с другими патриотами-энтузиастами загорелся идеей сделать из кухни памятник.

Общими усилиями раритет Великой Отечественной был отреставрирован, покрашен и поставлен на колеса. Монумент — символ армейских тыловиков оказался к месту. Именно в районе Лав во время Елецкой наступательной операции в декабре 1941 года был сформирован пункт тылового обеспечения наступаюших войск Красной Армии. Кстати, в двух котлах полевой кухни КП-2-42 за раз можно было приготовить 360 первых и 215 вторых блюд.

Боевой трактор

Еще один необычный памятник землякам, погибшим в годы Второй мировой, установлен в районном центре Тербуны. На бетонном постаменте здесь застыл трактор модели «Универсал-2». Тот самый «железный конь», который в годы первых пятилеток пришел на смену крестьянской лошадке. Невиданное доселе чудо техники начали выпускать в 1934 году на ленинградском заводе «Красный Путиловец», а с 1944 года его собирали на Владимирском тракторном. Оснащенный керосиновым двигателем в 22 лошадиные силы, «Универсал» мог разогнаться до восьми километров в час и был незаменимым помощником на полевых работах.

Монументом тербунский трактор стал весной 1970 года, накануне 25-й годовщины Великой Победы. Так работники местной «Сельхозтехники» решили увековечить память о тружениках машинно-тракторной станции, ушедших на фронт и погибших в годы войны. В то время уже давно снятый с производства трактор собрали из чудом сохранившихся деталей. На постаменте памятника табличка с именами — 61 человек не вернулся на родное предприятие с полей сражений.

Одна из самых мирных профессий механизатора в Тербунском районе стала опасной и спустя годы после Дня Победы. Многие земледельцы погибли или покалечились, подорвавшись во время пахоты и жатвы на минах и снарядах, которыми за время оккупации и боев была нашпигована тербунская земля.

И символ мирной жизни

Еще один трактор установлен на постаменте в левобережной части областного центра, недалеко от проходных бывшего Липецкого тракторного завода. Этот памятник не имеет прямого отношения к военному времени. В отличие от предприятия, на котором еще в июне 1944 года собрали первый в истории завода трактор.

История тракторного завода началось в довоенное время. В 1932 году на окраине Липецка началось строительство машиностроительного завода. С 1932 по 1936 год были построены производственные цеха. К началу войны завод «Станкострой» вырос в одно из крупнейших предприятий города. А весной 1942 года на его базе сформировали первый танковый корпус под командованием генерала Михаила Катукова.

О том времени в своих воспоминаниях впоследствии маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза Михаил Катуков писал: «Главную работу по формированию корпуса предстояло провести в городе Липецке… Первые дни на новом месте всегда проходят в больших хлопотах. Устраиваемся в Липецке, обживаем очередной походный бивуак. Устанавливаем связь с местными партийными и советскими организациями. Встречают не только приветливо, но и заинтересовано. Не ждут, когда попросишь, а сами предлагают: у нас есть то-то и то-то, может быть, пригодится для войск. И это при крайне ограниченных возможностях городского хозяйства». Еще гремели жестокие бои, а правительство принимает решение о строительстве в Липецке тракторного завода. В конце марта — в начале апреля 1943 года на базе завода «Станкострой» начали возводить цеха нового предприятия. 1 июня 1944-го здесь собрали первый образец липецкого гусеничного трактора — «Кировец-35» с бензиновым двигателем.

В память о славной истории завода и его работниках годы спустя рядом с предприятием соорудили монумент. Правда, на постамент водрузили не «Кировец», а «Т-38», который собирали на ЛТЗ с 1957 по 1961 годы.

Комментарии 0

Новости по теме Новости MediaMetrics