Общество

Фотоаппарат беспризорников: при чем тут главный чекист страны

Липчанин за 50 лет собрал уникальную коллекцию фотоаппаратов

0

Первый в Липецкой области народный музей истории фотографии под названием «Гелиос» появился в елецком селе Талица. Его создатель — преподаватель биологии и экологии местной школы, заслуженный учитель России, почетный гражданин Елецкого района Юрий Можаров.

Посетителей музея Юрий Александрович встретил словами: «Экспонаты руками трогать… можно!». И сельские школьники, пришедшие на экскурсию, тут же начали щелкать затворами фотокамер разных ушедших в прошлое моделей, вертеть в руках пленочные кинокамеры, исследовать со всех сторон аппарат, который держал на треноге гигантский, сродни телескопу, объектив, которым, кажется, кратеры на Луне можно снимать.    

«Лейка» без блокнота

Тем временем, взяв в руки наглядное пособие, учитель начал рассказывать о неведомом ребятам фотоаппарате – объектив на мехах, как у баяна, а вместо пленки – стеклянная пластина.

— А что означают эти три буквы на камере? — поинтересовался школьник, заинтригованный аббревиатурой «ФЭД».

— Феликс Эдмундович Дзержинский, — поясняет Юрий Можаров. — Эти фотоаппараты стали собирать беспризорники в детской трудовой колонии, которую опекал «рыцарь революции», главный чекист страны. Фотоаппарат — один в один копия немецкой камеры «Лейка». Слышали, наверное, песню военных корреспондентов — «С «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом…».

Когда речь зашла о фронтовом лихолетье, Юрий Александрович достал со стеклянного стеллажа фотоаппарат марки, о которой прежде слышать не приходилось даже автору этих строк, много лет отдавшему фотоделу, — «ФЭД-Зоркий». Как бы сейчас сказали, бренды двух известных советских «фирм» слились в одной камере. Действительно уникальный экземпляр.

— Серийно эта модель выпускалась с 1948-го по 1956 год прошлого века, — продолжает рассказ хранитель музея. — Но главное — в другом. Это фотоаппарат танкиста-фронтовика подполковника Василия Никитина. 

На задней части камеры выгравировано: «Василию Кирилловичу от офицеров в/ч 264514». Это подарок отставному командиру. Тому самому сержанту-радисту танка Василию Никитину, упомянутому во фронтовых воспоминаниях писателя-журналиста Константина Симонова. И Юрий Александрович зачитывает школьникам строки из них: «В танке Степанова был молоденький гвардеец Василий Никитин, который впервые участвовал в бою… Справа по ходу танка на высоте стоял дом. Зоркие глаза сержанта заметили сновавших вокруг него гитлеровцев. «Справа у домика немцы!» — передал по танковому переговорному устройству Никитин. Степанов развернул пушку и двумя снарядами поджег дом…». А дальше, как повествует Константин Симонов, начался неравный бой с неожиданно вышедшими из леса самоходными орудиями. Вражеский снаряд попал в бок танка Степанова. Из охваченной огнем машины экипажу удалось выбраться, спрятаться в кустах, и Никитин перевязывал раненых и обожженных членов экипажа. Благодаря героизму сержанта в том его первом бою всем удалось спастись. «ФЭД-Зоркий» Никитина передала в музей его дочь, ельчанка Евгения Гончарова.

Заметим, безымянных экспонатов в музее нет. У каждого из них имя-фамилия дарителя. Даже проявители, закрепители, усилители — неизменные аксессуары фотодела — и те именные.

История рядом

Каждый раритет — это веха в истории. Вот незатейливый фотоаппарат «Смена» — мечта мальчишек советской поры. Самая распространенная камера в СССР — 21 миллион таких камер сошло с конвейера.

В другом зале музея представлена лаборатория советского периода — фотоувеличители разных марок (самый «древний» — 1957 года), красные фонари и зеленые — эти для цветной печати, электроглянцеватели, ванночки. 

Здесь же можно ознакомиться и с историей любительской киносъемки. Целый ряд кинокамер, проекторов, пузатых бачков для проявки пленки аккуратно расставлены по стеллажам. К каждому экспонату приложена характеристика. По ней можно также судить, на каком уровне была во второй половине нашего века отечественная фото- и киноиндустрия. Например, киносъемочный аппарат «Кварц» экспортировался за рубеж под маркой Kinoflex. Одна из таких камер была передана в дар музею заведующим хирургическим отделением Елецкой райбольницы Александром Демиденко.

— А на этом фото мой дедушка! — вдруг восклицает один из мальчишек.

На снимке 85-го года бывший председатель сельсовета Николай Бутов с односельчанами. Талицкий школьник Ваня Бутов — его внук. А зашедшая на «огонек» оператор местного почтового отделения Любовь Алябьева узнала родителей — Евдокию Алексеевну и Петра Сергеевича среди работавших в 38-м году на току колхоза имени Сталина. Снимок неизвестного автора ярко передает колорит той эпохи.

Фотомастер на всю жизнь

Фотографией Юрий Можаров увлекся в студенческие годы, когда учился на агронома в Воронежском сельхозинституте. До этого, рассказывает, фотоаппарат в руках не держал. А приобщил его в 1968 году к увлекательному занятию заведующий вузовской фотолабораторией Николай Окосьян — фронтовик, тяжелораненый при освобождении Праги. Под его руководством Можаров и прошел все «25 уроков фотографии» — помнится, было в советские годы такое книжное пособие для «чайников». Делал снимки для студенческих стенгазет, стендов, рассказывал об институтских буднях, выходил с камерой на природу в поисках того самого кадра.

Когда Можаров стал трудиться в совхозе, на первую зарплату купил первый свой фотоаппарат — «Зенит-Е», престижную по тем временам «зеркалку». «Фирменный» ее объектив «Гелиос», по имени греческого солнечного божества, и дал название нынешнему детищу — музею. А сохраненный в работоспособном состоянии «Зенит» стал одним из его многочисленных экспонатов. Их, кстати, насчитывается на полках, стеллажах, столах уже семьсот. Средств обработки фотоматериалов — триста единиц, а еще более тысячи фотографий, из которых 600 — целый ящик, по словам энтузиаста, — еще не обработаны. И счет всему этому увеличивается — в музей не зарастает народная тропа. С миру по экспонату — вот и выставка.

Александр Дементьев, "Липецкая газета"

Комментарии 0

Новости по теме Новости MediaMetrics