16+
пятница 28 февраля 2020,   18:02:53
USD
EUR
Например: выборы
Новости » Летопись Победы
1943: Липецкий лётчик и товарищ Сталин
Как товарищ Сталин мог погибнуть в Грязях, какое профессиональное заболевание лечили на Липецких водах, откуда на кладбище в Диком могильные плиты? Эти малоизвестные истории имеют прямое отношение к испанским пилотам, которые наряду с советскими войсками ковали Победу в годы Великой Отечественной войны.

ВЕРХОВНЫЙ В ГРЯЗЯХ

Начнём издалека. Вспомним снятый в 1980 году фильм «Тегеран-43». Первоначально предполагалось, что обывателю тема международной конференции покажется неинтересной. Но кинематографисты попали в десятку. О том, как шли переговоры большой тройки антигитлеровской коалиции, советские школьники знали назубок. А вот как добирался вождь народов до столицы Ирана, мало кому известно.

Попытаемся восстановить путь Иосифа Сталина в Тегеран. Из Москвы, точнее, с платформы станции Каланчёвская в Подмосковье, Верховный главнокомандующий выехал спецпоездом вечером 22 ноября 1943 года. Вместе со Сталиным следовали нарком иностранных дел Вячеслав Молотов и маршал Климент Ворошилов.

За их безопасность отвечал всесильный нарком внутренних дел Лаврентий Берия, также находившийся в поезде. Берия распорядился, чтобы с воздуха передвижение руководителей страны прикрывало шесть-восемь истребителей. В пути было несколько ЧП. Первое случилось неподалеку от Рязани, на станции Голутвин. На тендер паровоза проникли трое мужчин. Их немедленно арестовали. Выяснилось, что неизвестные отнюдь не немецкие диверсанты, а обыкновенные уголовники, пробиравшиеся по воровским делам на юг. Второй раз серьёзно понервничать охране Сталина пришлось на территории нынешней Липецкой области. Когда спецпоезд находился на станции Грязи, в ночном небе появилось огромное количество немецких бомбардировщиков.

«СПАСИБО, У НАС ВСЁ ЕСТЬ»

– Чтобы не привлекать внимания вражеской авиации, было принято решение в воздушный бой не вступать. Хотя знаменитые на всю страну асы Липецкого авиацентра находились под боком. И зенитная батарея Грязей тоже не вмешалась, – рассказывает доктор исторических наук Юрий Тихонов.

Кстати, накануне по ленд-лизу в Липецк и Мурманск по распоряжению Сталина доставили американские самолеты «дуглас», которые до этого в СССР союзники не поставляли. Вполне вероятно, что именно эти «крылья президента Рузвельта» появились в нашем регионе по случаю намечавшегося визита вождя. В четыре часа утра Сталин прибыл на станцию Килязи, что в 85 километрах от Баку. Следующая остановка – военный аэродром «Бина», откуда советская делегация должна была улететь в Иран. Вождю предоставили один из шести «дугласов» – С-47. Начальник охраны Сталина, понимая важность исторического момента, запечатлел, как Верховный садится в самолёт. Этот кадр относительно недавно облетел газеты многих стран мира, а затем попал на страницы множества исторических фолиантов: рассекретили карточку лишь шесть лет назад.

Однако кто пилотировал самолёт вождя, до сих пор было известно лишь считанному количеству лиц.

– Доподлинно известно, что командиром экипажа был испанец, учившийся в Липецком авиацентре, – говорит Юрий Тихонов. 26 ноября советские «дугласы» приземлились на тегеранском аэродроме «Кола-Морге». Сталин, обычно скрупулёзно следовавший заранее разработанным планам, на сей раз изменил себе. Отправился в кабину лётчиков. Пожал каждому пилоту – а их было пятеро – руки.

– Как вас наградить, товарищи? – поинтересовался вождь.

– Спасибо, товарищ Сталин. У нас всё есть, – отрапортовали лётчики.

– Попросить что-либо у Иосифа Виссарионовича означало навлечь на себя его гнев, – говорит Юрий Тихонов. – Тем не менее Сталин не мог не отблагодарить лётчиков, ведь он впервые в жизни летал на самолёте. Через некоторое время они получили новую офицерскую форму.

ИСПАНЦЫ ЛЕЧИЛИ РАДИКУЛИТ В САНАТОРИИ

1939 год. Год триумфа генерала Франко, одержавшего в Испании победу в гражданской войне. Товарищ Сталин лично подписывает секретное распоряжение, касающееся судеб испанских лётчиков-республиканцев. Их тайно доставляют на территорию Советского Союза. Всего представителей революционной Испании было 350 человек. Из них 192 – пилоты. Лётчиков, на равных бившихся с асами печально известного немецкого легиона «Кондор», распределили по двум советским городам – Липецку и Кировабаду в Азербайджане.

Поимённый список испанских пилотов до сих пор охраняет гриф секретности. Доподлинно известно только то, что многие асы прибыли в Липецк больными или ранеными. Многих похоронили на чужбине. В Азербайджане во время тренировочных полётов погибло 19 испанских летчиков. Липецкие краеведы утверждают, что один представитель Пиренейского полуострова покоится на Евдокиевском кладбище. На погосте села Дикое относительно недавно находили могильные плиты с выбитыми на них испанскими именами. Есть предположение, что некоторые из асов лечили на Липецком курорте радикулит – профессиональное заболевание лётчиков той поры.

НЕПРОСТЫЕ СУДЬБЫ

Липецкие испанцы интересны западному зрителю. Так, знаменитый швейцарский кино-документалист Даниэль Кюнзи одну из своих картин посвятил испанским лётчикам. Он побывал в Гяндже (бывший Кировабад) и в Липецке. Режиссёр и его ассистентка Ингрида Ингватевайте, которая, кстати, имеет родство со знаменитым графским родом Игнатьевых, снимали документальный фильм под названием «Это была моя мечта!». Одним из главных героев их рассказа стал комбриг Липецкой высшей лётно-тактической школы ВВС Эрнст Шахт.

Этот немец швейцарского происхождения был первым иностранцем, получившим Звезду Героя Советского Союза «за Испанию». Судьба известного лётчика трагична. Он был арестован в начале Великой Отечественной войны, обвинён в шпионаже и расстрелян.

Кадры будущего фильма снимались в различных уголках старого Липецка и Кировабада. Выяснилось, что в азербайджанском городе сохранилось довольно много мест, связанных с пребыванием испанских курсантов. В музее одной из местных школ до сих пор находятся экспонаты, связанные с лётчиками. Местные следопыты ещё в 70-х годах занимались поиском материалов об испанских асах.

А в Липецке Кюнзи встречался с краеведами, изучающими историю Липецкого авиацентра. Европейцы долго искали свидетелей, помнивших, как воевали испанцы в годы Великой Отечественной войны. Оказалось, что испанцы служили в 989-м истребительном авиаполку. Об этом Кюнзи поведал ветеран знаменитого 591-го авиаполка Владимир Кравченко. Его подразделение было сформировано в Липецке и дошло до Польши. Многие испанцы сменили свои фамилии на русские. Кравченко встречал майоров Орлова и Льгова, чьи колоритные лица говорили, что родились парни отнюдь не на Рязанщине или Псковщине.

С двумя испанцами Владимир Кириллович дружил много лет. Луис Лавин служил в 591-м ли-пецком авиаполку, а Сантос Севилья – в 989-м.

– В 44-м году в наш полк, который дислоцировался в 11 километрах от Люблина, прибыл Сантос Севилья. К этому времени хребет люфтваффе был сломлен, и испанцу не удалось сбить ни одного фашиста, – вспоминает Владимир Кравченко. – После войны он поселился в Горьком, женился на русской девушке Вере. Дважды уезжал на родину. И дважды возвращался. Первый раз из-за того, что не смог устроиться на работу, поскольку жив был ещё генерал Франко. А после смерти диктатора семья Сантоса не смогла вписаться в испанские реалии.

 

Комментарии 0







Карта захоронений и обелисков
УЛИЦЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Улица имени Басинского

Спецпроект ЛипецкМедиа

Улица имени Бахаева

Спецпроект ЛипецкМедиа

Улица имени Барабанщикова

Спецпроект ЛипецкМедиа

Улица имени Знаменского

Спецпроект ЛипецкМедиа

Улица имени Полунина

Спецпроект ЛипецкМедиа

Улица имени Ковалёва

Спецпроект ЛипецкМедиа



Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа"
Учредитель: Областное бюджетное учреждение "Издательский дом "Липецкая газета"


Главный редактор: Тарасов Максим Вячеславович Обратная связь: red@lipetskmedia.ru
Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте LipetskMedia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование материалов, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-50671 от 24.07.2012. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

398055, Липецк, ул. Московская 83 +7(4742) 50-17-53, 50-17-65, 50-17-48

; Top.Mail.Ru