Городская среда

Гид по памятникам Липецка. Часть 4. Памятники авиаторам, поэтам и металлургам

Героические лётчики и лётчицы, металлурги - как символ города, и всего два поэта на город-"полумиллионник" - в четвёртой части гида LipetskMedia

Январь 14, 2016 19:00 1

В чётвертой части гида по памятникам Липецка LipetskMedia предлагает прочитать необычный "микс" о монументах в честь авиаторов, металлургов и поэтов.

Памятник авиаторам

17 декабря 1968 года в небе над Липецком разыгралась трагедия. Экипаж сверхзвукового бомбардировщика Як-28 в составе пилота Сергея Шерстобитова и штурмана Леонтия Кривенкова выполнял тренировочный полёт. Неожиданно у полностью заправленного и начиненного боеприпасами самолёта загорелся левый двигатель. После устранения пожара необходимо было совершать экстренную посадку, заходя со стороны Липецка. Но за несколько километров до взлётно-посадочной полосы прямо над городом вышел из строя уже правый двигатель. Ценой своей жизни лётчики сумели отвести падающий самолёт от жилых зданий, заставив его рухнуть на пустыре. У обоих лётчиков остались семьи, дети.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1969 года за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга подполковник Кривенков и майор Шерстобитов были посмертно награждён орденом Красного Знамени.

В том же 1969 году в их честь на нынешней площади Авиаторов (ранее – площадь 50-летия ВЛКСМ), был установлен памятник по проекту архитектора Н.Р. Полунина. Памятник представляет собой боевой самолёт МиГ-19, поставленный на высокий постамент. На фюзеляже самолёта была написана цифра «50» - в честь тогдашнего названия площади, ныне на её месте находится звезда. В 2003 году к памятнику-самолёту были добавлены фигуры Кривенкова и Шерстобитова, а также белая стена с надписью «Вы в небо ушли…». А на месте падения самолёта – около Дворца спорта «Звёздный», был установлен памятный камень.

Памятник-обелиск ещё одним лётчикам-героям находится в Липецке в сквере у площади Революции. Он посвящён экипажу военного самолёта - лётчикам Герою Советского Союза старшему лейтенанту Дмитрию Барашеву, а также В.Н. Травину и Н.С. Подчуфарову, погибшим в 1943 году при возвращении с боевого задания в авиакатастрофе в 40 километрах южнее Липецка. Авторы проекта памятника — скульптор Ю. Бурмистров и архитектор Н. Полунин.

Также в Липецке установлены памятник лётчице Полине Осипенко и стела с портретом лётчицы Марины Расковой – в обоих случаях  на одноимённых улицах.

Так как многие не знают не то, что об этих памятниках, но и о самих женщинах-героинях – стоит совершить небольшой экскурс в историю.

Полина Осипенко, украинка по национальности, окончила авиационное училище в 1933 году. Служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации. Летом 1937 года Осипенко побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки. В 1938 году она возглавила беспосадочный перелёт Севастополь – Архангельск, её экипаж установил также международный женский рекорд дальности полёта по замкнутой кривой. 24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (Керби, район Хабаровского края) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Полине Денисовне Осипенко присвоено звание Героя Советского Союза. Полина Денисовна Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым. Их прах помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Марина Раскова, родившаяся в Москве, в 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» вместе с Полиной Осипенко совершила вышеупомянутый беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток. При вынужденной посадке по приказу командования выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея при себе всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток.

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда».

В Красную Армию Раскова вступила в 1938 году. Когда началась Великая Отечественная война, Марина Михайловна использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Её поддержали тысячи советских женщин, которые стремились попасть на фронт, чтобы изгнать захватчиков с территории нашей Родины.

В конце октября 1941 года Раскова сформировала авиагруппу из трёх женских авиаполков, носившую название «Ночные ведьмы». Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиационного полка, позже переименованного в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк.

4 января 1943 года Марина Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова, недалеко от села Михайловка Саратовского района, в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт после переформирования. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Памятники писателям

Удивительно, но в Липецке есть всего два памятника писателям. Разумеется, один из них установлен в честь А.С. Пушкина. Он появился в Липецке аккурат к 1999 году, когда по всей стране отмечалось 200-летие со дня рождения «солнца русской поэзии». Правда первоначально памятник  стоял в небольшом скверике возле Комсомольского пруда. В 2005 году памятник был перенесён на более уместное место – на улицу Пушкина. В 2013 году здесь отметили 210-летие со дня рождения великого поэта. Авторы памятника – И.М. Мазур и Ю.Д. Гришко.

В 2002 году у школы №69 был установлен памятник Сергею Есенину. Монумент за авторством скульптора В.Л. Челядина появился на одноимённом поэту «Серебряного века» бульваре.

Памятники металлургам

Как известно, Липецк - город металлургов. Своим развитием и в историческом ракурсе,  и превращением в крупнейший город Центрального Черноземья Липецк обязан развитию металлургии и строительству Новолипецкого металлургического комбината. Так что невозможно представить себе областной центр без памятников сталеварам.

Памятник металлургам, открытый в 1984 году в честь 50-летия основания Новолипецкого металлургического завода, установлен на одноименной площади, получившей своё официальное рождение 7 апреля 1961 года. В народе памятник получил прозвание "чугунки".

Двенадцатиметровый монумент из чугуна и бронзы представляет собой скульптурные фигуры четырех рабочих-металлургов, инженера, сидящего у компьютера, и женщины-матери с ребенком, олицетворяющей заботу о подрастающем поколении. По замыслу автора, московского скульптора А.Е. Абалкова, композиция призвана показать радость труда и посвящена трудовым свершениям новолипчан. Архитектор  - работник предприятия Анатолий Мозалевский, член Союза архитекторов России.

На заводской площади ОАО «НЛМК» за зданием нового заводоуправления в ноябре 2014 года был открыт памятник Металлургу. Он представляет собой фигуру рабочего в полный рост с инструментом в руках. Автором идеи памятника является бывший работник НЛМК, а ныне скульптор Валентин Челядин. Главным вдохновителем установки  монумента стал профсоюзный лидер НЛМК Валентин Тонких. Причём первоначально Тонких добивался появления памятника перед старым заводоуправлением. Однако  после проверки предполагаемого места установки оказалось,  что под ним проходят коммуникации, и памятник поставили на его нынешнем месте.

Мало кто знает, но в Липецке существует даже памятник паровозу! Он находится на территории управления железнодорожного транспорта НЛМК и является последним погашенным действующим паровозом комбината. В начале 70-х годов использование паровозной тяги на предприятии стало нерентабельным и тогда пришло время полностью заменить паровоз на тепловозы. А сам паровоз с надписью "Тебя не забудут потомки" стал памятником.

Фото с wikimapia.org

18 июля 2009 года в сквере на проспекте Мира был открыт бронзовый памятник-бюст Ивану Франценюку – легендарному руководителю ОАО «НЛМК», возглавлявшему комбинат в период с 1978 по 2005 годы.

В марте 2013 года, когда своё 80-летие отмечало управление железнодорожного транспорта НЛМК, возле здания УЖДТ появился памятник путевому обходчику - с молотом в одной руке и фонарем в другой. Монумент олицетворяет всю железнодорожную отрасль НЛМК, работники которой повидали и становление комбината, и переброску производства во время Великой Отечественной войны, и возрождение производства в послевоенное время.

Ещё один липецкий памятник металлургам находится возле бывшего завода «Свободный Сокол».

В пятой части нашего гида вас ждёт целая солянка памятников, что называется, "из невошедшего". Монумент в честь Первой мировой войны, памятник врачу-православному святому, учителям, "Бэтмену", причудливые творения скульптора Акопа Халафяна и многое другое. До скорой встречи!

Гид по памятникам Липецка. Часть 1. Памятники истории города

Гид по памятникам Липецка. Часть 2. Памятники Великой Отечественной войне

Гид по памятникам Липецка. Часть 3. Памятники революционерам

Новости по теме Новости MediaMetrics