Общество

Алексей Раков: «Основными должниками являются посредники, в основном гарантирующие поставщики»


Апрель 05, 2017 08:26 1

Как обстоят дела с взаиморасчетами между компаниями, выставляющими потребителям счета за электроэнергию, и сетевиками, отвечающими за доставку энергии в интервью "Коммерсанту" рассказал директор департамента учета электроэнергии и взаимодействия с субъектами рынков электроэнергии управляющей электросетевым комплексом компании «Россети» Алексей Раков.

— Последние несколько лет уже никого не удивляют сообщения о том, что долг сбытовых компаний перед сетевыми организациями растет, хотя это может привести к катастрофическим последствиям. Какова ситуация с долгами сегодня в целом по стране и в тех регионах, где работают дочерние структуры «Россетей»?

— Рост задолженности за услуги по передаче электроэнергии перед группой «Россети» значительно ускорился в 2013 году, и пока мы не видим обратного движения. Ситуация остается крайне сложной. Так размер дебиторской задолженности превысил 150 млрд рублей, что почти в 2 раза превышает показатели начала 2013 года (77,9 млрд рублей). Основными должниками являются посредники, в основном гарантирующие поставщики. Их долг составил 110 млрд рублей, что также в 2 раза превышает уровень задолженности начала 2013 года (56 млрд рублей). При этом 96% просроченной задолженности дочерние структуры «Россетей» вынуждены взыскивать принудительно, через суд. А это означает, что между фактически оказанной услугой по передаче электроэнергии и ее оплатой проходит от нескольких месяцев до года и более. И это в случае, если средства от должников вообще удается получить.

— Ситуация во всех регионах одинаково сложная или есть «антилидеры»?

— Дела обстоят совершенно иначе в разных частях нашей страны. Например, в Санкт-Петербурге, или таких субъектах федерации, как Омская, Томская и Тюменская области, особых проблем с взаиморасчетами у «Россетей» с контрагентам нет. Там мы можем рассчитывать на стабильное развитие электросетевого комплекса в долгосрочной перспективе. И напротив, есть регионы, где ситуация уже даже не близка, а прямо стала критической. К сожалению, Липецкая область – один из таких примеров.

— Есть какая-то специфика проблем в данном регионе?

— В Липецкой области у МРСК Центра, входящей в группу «Россети», за надежность электроснабжения потребителей отвечает филиал «Липецкэнерго». У него накопилась значительная дебиторская задолженность за последние годы. Самым крупным неплательщиком в регионе является ОАО «Липецкая энергосбытовая компания», которая задолжала филиалу 1,7 млрд рублей - сумму, равную стоимости 10-ти годовых ремонтных программ филиала.

— Какие механизмы применяются для взыскания задолженности с неплательщиков в Липецке?

— В «Липецкэнерго» ведется системная работа по ликвидации дебиторской задолженности, реализуется целый комплекс мер административного и правового характера. По отношению к неплательщикам применяются самые жесткие меры, в том числе ограничение режима электроснабжения вплоть до полного отключения. Но для пресечения неплатежей со стороны гарантирующего поставщика используются исключительно легитимные механизмы взыскания дебиторской задолженности. В судах разных инстанций на рассмотрении 99 дел по искам МРСК Центра к «Липецкой энергосбытовой компании». Практика показывает, что у «Липецкэнерго» имеется положительный опыт ведения судебной работы со сбытовиками. В частности, в прошлом году по вступившим в силу решениям судов в пользу электросетевой компании было выплачено более 600 млн рублей основного долга и более 28 млн рублей процентов за пользование чужими средствами, которые поступили на расчетный счет в полном объеме.

— Чем грозят липецкому филиалы «МРСК Центра» столь крупные суммы дебиторки?

— «Липецкэнерго» - ключевая организация, обеспечивающая электроснабжение всей области. Своей главной задачей предприятие считает бесперебойное и надежное обслуживание потребителей, но ее достижение невозможно в условиях нехватки средств на содержание сетевого комплекса. Высокий уровень неплатежей осложняет деятельность «Липецкэнерго» при реализации ремонтной и инвестиционной программ, стратегических проектов. К примеру, в 2016 году объем ремонтных работ филиала составил 159 млн рублей, а объем инвестпрограммы – 1,6 млрд рублей. Это столько же, сколько должна энергосбытовая компания. Долги потребителей создают угрозу стабильному функционированию энергокомплекса, увеличивая его кредитную нагрузку и угрожая несвоевременным выполнением обязательств предприятия.

МРСК Центра неоднократно напоминала сбытовой компании - самому на данный момент «злостному неплательщику» компании, что своевременное поступление денег за оказанные услуги необходимо для эффективного развития энергосистемы. Однако они предпочитает продолжать практику судебных разбирательств, которая позволяет получать отсрочку, даже несмотря на то, что позже сумма будет принудительно взыскана с учетом начисленной пени. 

Новости по теме Новости MediaMetrics