Общество

Юрий Таран: Взаимное уважение ради блага детей


Октябрь 23, 2017 15:09 0

Вице-губернатор Юрий Таран прокомментировал для LipetskMedia ситуацию вокруг гимназии № 1 Липецка и ее ученика, страдающего онкологическим заболеванием.

Беда или вина?

Инцидент с онкобольным ребенком, произошедший в гимназии № 1 города Липецка, получивший широкий общественный резонанс, заставил всех нас по иному взглянуть на проблему обучения детей с особенностями развития. К сожалению, система, работающая для всех, недостаточно эффективно сработала в конкретном случае с Романом и его матерью.

После нашумевшей статьи в одном из федеральных изданий, в которой эмоционально описывалась ситуация с онкобольным учеником, были начаты проверки всей вертикали системы образования: от руководства школы до областного управления образования.  Надо признать, что в школе подтвердился факт не до конца исполненных обязательств перед ребенком на получение качественного образования. Виновные в конкретной ситуации установлены. Это учителя, которые схалтурили, проводя уроки. Это директор школы, не сумевший выстроить эффективный диалог с мамой в интересах ребенка. Это руководство городского департамента образования, не обеспечившее готовность школы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и областное управление образования и науки, которое поверхностно подошло к проблеме обучения Романа, даже после просьбы федерального министерства взять ситуацию на особый контроль. Учителям объявлены замечания, директору и председателю департамента – выговоры.

Подчеркну, в гимназии № 1, которая второй год подряд входит в лучшие 500 школ России, не было дискриминации ребенка по его заболеванию или отказа в его обучении. Более того, педагогический, родительский коллективы и одноклассники оказывали Роману и его семье моральную и материальную поддержку. Но в середине сентября 2017 года после прохождения им курса лечения, коллектив школы оказался не способен быстро и качественно организовать обучение с использованием дистанционных технологий. Ведь для этого необходимо не только специальное оборудование, но и специальная подготовка педагогов. И учеба, которая является важной частью жизни Ромы, не соответствовала тому высокому уровню образования, к которому он привык.

Не могу сказать, что это вина конкретной образовательной организации, это скорее беда отрасли. К сожалению, вся система образования Липецкой области оказалась не готова. Мы обсуждали это с Евгением Александровичем Ямбургом, автором нашумевшей статьи, известным ученым и педагогом. Он отмечает, что подобных случаев по России много и призывает родительское и педагогическое сообщество не прятаться от этой проблемы, а заняться ее решением.

Трудные первые шаги в долгом пути

В регионе есть два учреждения, которые работают с детьми самых разных возможностей и способностей, не имеющих возможности посещать школу. Это городская школа № 48 и центр дистанционного образования детей-инвалидов, созданный на базе областного Центра образования, реабилитации и оздоровления, возглавляемый Народным учителем России Игорем Ивановичем Батищевым. Но, как показала недавняя ситуация, этого явно недостаточно. Кроме того, инцидент вскрыл такие проблемы как «зашоренность», формализм педагогов и управленцев в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, недопонимание общественности.

Ведь как выглядит у нас представление о безбарьерной среде? Как процесс установки пандусов, поручней и лифтов для колясочников. Но ведь в числе прочего, это еще и специальные программы подготовки педагогов к обучению ребенка с иным мировосприятием или с особым состоянием здоровья.

Поэтому самое главное сегодня – не прятать голову в песок, а реагировать на критику и недостатки, исправлять их. Мы ищем нестандартные варианты решения вопросов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Может, это будет создание ресурсной базы для дистанционного обучения, которое разворачивается по требованию в конкретной школе в кратчайшие сроки. Ведь закупать в каждую школу дорогостоящее оборудование, скорее всего, и не стоит – оно может никогда не пригодиться.

Здесь мы намерены прибегнуть к привлечению самого разнообразного опыта. В числе прочего, речь идет о взаимодействии с теми образовательными учреждениями, которые успешно реализуют практики инклюзивного, дистанционного образования. К примеру, со школой № 109 города Москвы под руководством Евгения Ямбурга.

Самоуспокоенности нет

В настоящее время Роман обучается в центре дистанционного образования. Руководство учреждения поддерживает с его мамой постоянный контакт. И все мы надеемся на скорейшее выздоровление Ромы.

Очень хочется надеяться, что вся система образования сделала выводы. Проще всего мне было бы заявить, что подобная ситуация в Липецкой области больше не случится. Так оно, надеюсь, и будет. Но работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые благодаря гуманизации образования приходят в обычные средние школы, началась сравнительно недавно. И она потребует пересмотра очень многих вещей. Мы знаем, есть проблемы с обучением детей с синдромом Дауна, с аутистами. Наша региональная система образования пока не может предложить им ничего, кроме коррекционных школ или надомного обучения.

Исследования говорят о том, что обучение детей с особенностями развития проходит лучше и быстрее, если они находятся в общении со сверстниками. Мы готовы работать над изменениями в системе дошкольного и школьного образования, продумываем изменения в областное законодательство. И понимаем, что эта работа продлится не один год. Для обучения детей с иным мировосприятием должен быть свой стандарт. Например, для обучения аутистов нужно вводить должность тьютора – помощника или учителя, который сопровождает ребенка. Надеюсь, с первого сентября следующего года один такой класс для детей-аутистов в Липецкой области появится. Глава региона Олег Петрович Королев, который взял ситуацию с обучением Романа под личный контроль, уже дал соответствующие поручения по укреплению материальной базы и организации обучения педагогов.

Мне хотелось бы призвать педагогов и родителей к взаимному уважению и терпению ради блага наших детей. Ведь самое главное – это создание комфортной эмоциональной атмосферы в школе, когда ребята и родители понимают, что их там ждут и окажут необходимую поддержку.

Новости по теме Новости MediaMetrics