Terra incognita

Никита Михалков, папиросы «Казбек», нацистские преступники и Сталин в гробу


Ноябрь 06, 2017 17:25 0

Эта скульптурная композиция в самом начале елецкого «Арбата» - улицы Мира неизменно привлекает внимание гостей древнего города. Три человека: художник, пишущий портрет девочки, и рядом стоящий мальчик, который оценивает сходство с рисунком. Мальчик, с мячом и школьным дневником в руках - это маленький Никита Михалков, член семьи, с которой дружила семья художника. Девочка - дочь художника. Художник - Николай Николаевич Жуков. Композиция сопровождается надписью на табличке с его словами: «Елец зажег во мне неугасимый огонь, сделал неисправимым оптимистом, что стало главным в фундаменте моей профессии художника».

Памятник, выполненный скульптором А. Таратыновым и архитектор М. Корси, установили 12 сентября 2008 года, к 100-летию со дня рождения Жукова, которого в Ельце, не без основания, считают «своим». Несмотря на то, что родился он в Москве, а первые семь лет жизни провел в Вятке, откуда в 1916 году и переехал в Елец.

Свои детские и юношеские годы художник провел в одноэтажном бревенчатом доме, распложенном на современной улице 9-го Декабря. Архитектура здания типична для многих небогатых домов второй половины XIX века. Сегодня здесь единственный Здесь единственный в России дом-музей Н. Н. Жукова. В день его открытия семьей художника, его супругой Альбиной Феликсовной и детьми, были переданы личные вещи Николая Николаевича, а также богатейшая коллекция подлинных работ мастера.

Экспозицию музея открывает мемориальная комната, в которой воссоздана типичная обстановка второй половины XIX века, здесь экспонируются вещи, принадлежавшие семье Жуковых, документы, семейные фотографии. В экспозиции вещи, принадлежавшие семье Жуковых: граммофон, шкатулка, альбом для фотографий, книги, кошелек, вышитый бисером, батистовый платок, который мама, Валентина Яковлевна, сохранила в память о дне венчания.

Жизнь будущего художника Коли Жукова в Ельце совпала с революционными событиями. 10-летний Коля Жуков рисовал на плотной бумаге игральные карты, и его мать относила их на рынок, чтобы поменять их на хлеб и молоко. Уже в эти годы его все знали в школе как прекрасного копировальщика - он мог перерисовать портрет с любой иллюстрации. Родители Жукова хотели, чтобы он стал военным, но это расходилось с намерениями Коли, желавшего во что бы то ни стало быть художником. Отец приобретал ему репродукции с картин русских художников. Копируя их, подражая великим мастерам, Жуков учился у них.

В 1926 году Жуков поступил в Художественно-промышленный техникум в Нижнем Новгороде. По окончании его в 1930 году он был призван на службу в армию. Служил Жуков в кавалерии вначале на Кавказе, а потом в Челябинске. После демобилизации и переезда в Москву начинается его самостоятельная творческая деятельность.

Замечательный художник, один из лучших советских графиков и плакатистов. Первой его работой, сделанной на заказ, было оформление пачки знаменитых папирос «Казбек».

Начало войны Жуков встретил в Белоруссии. В первые же месяцы он ушёл на фронт. Вскоре его рисунки появились в армейской газете Калининского фронта, которая называлась: «На разгром врага». С 1943 года Жуков стал корреспондентом «Правды». К сожалению, его многочисленные военные плакаты не сохранились в оригинале: для того, чтобы напечатать в газете, их вначале разрезали на четыре части, по отдельности перефотографировали, а потом монтировали для газеты.

1943 году Жукова назначили художественным руководителем студии им. М. Б. Грекова – большого коллектива военных художников. Они постоянно бывали в партизанских отрядах, делали иллюстрации к готовящимся к выходу военным рассказам. Окончание войны Жуков встретил в Вене в звании капитана.

В 1946 году газета «Правда» посылает Н. Н. Жукова на Нюрнбергский процесс, где Международный военный трибунал судил фашистских преступников войны. Художник попал на заседание трибунала в феврале 1946 года. На заседаниях Жуков столкнулся с некоторыми сложностями. Находившийся в первом ряду художник был заметен подсудимым и их защитникам, которые стали закрывать лица, едва только уловив его взгляды. Н. Н. Жукову пришлось переместиться в 15 ряд, вооружившись большим и тяжелым биноклем с восьмикратным увеличением. Трудность заключалась в том, что, держа бинокль непрерывно у глаз, художник «лишался» левой руки, а правая при этом должна была выполнять многие функции: держать бумагу, доставать и менять карандаш, следить за наушниками, через которые он мог слышать ход процесса на своем родном языке, и, наконец, рисовать по возможности точнее и быстрее.

За 40 дней, которые провел Н. Н. Жуков в Нюрнберге, он сделал 400 рисунков, куда вошли все подсудимые, защитники, судьи, журналисты. В год 25-летия Нюрнбергского процесса Жуков сделал для музея Вооруженных Сил СССР дополнительно 24 листа, на которых изобразил всех военных преступников. Выполнены они были на черной бумаге белой пастелью. В 1948 году Н. Н. Жукову было присвоено звание члена-корреспондента Академии наук СССР.

Он является автором октябрятской звездочки. Более 2,5 тысячи рисунков посвящено В. И. Ленину. После смерти И. В. Сталина Н. Жуков, единственный из художников, был допущен к гробу, чтобы сделать зарисовки. Все рисунки, за исключением одного, хранящегося в Елецком музее, попали в частные коллекции.

Обладатель огромного количества наград, Жуков гордился званием Почетный гражданин города Ельца, которого был удостоен 9 сентября 1972 года. Ровно через год, 24 сентября 1973 года, художника не стало. Он умер внезапно, в пору признаний, удач, радостных надежд на будущее.

Новости по теме Новости MediaMetrics