Общество

В основе кадровой политики – ответственность и бережное отношение к людям

Журнал «Итоги недели» попросил начальника регионального управления государственной службы и кадровой работы Вячеслава Явных рассказать о новых возможностях и направлениях в подготовке госслужащих

Февраль 26, 2018 13:47 0

Как усовершенствовать государственную гражданскую службу и систему дополнительного профессионального образования госслужащих? Каким образом в новых экономических условиях грамотно сформировать кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы и резерв управленческих кадров? Эти и другие вопросы обсуждали на итоговом совещании в управлении государственной службы и кадровой работы администрации Липецкой области.

– Вячеслав Иванович, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации высоко оценило работу кадровой службы региона. В чём главный секрет успеха?

– В каждодневной и целенаправленной работе всех служб администрации области. Наш регион имеет устойчивую динамику роста и развития по всем основным социально-экономическим показателям. А эти показатели и достижения обеспечивают конкретные люди, и в первую очередь высококвалифицированные и эффективно работающие управленцы, хорошо подобранный кадровый состав.

Сохранение лидерских позиций, наращивание потенциала возможно только на основе постоянного совершенствования работы с кадрами, соответствия их подготовки вызовам времени, постоянного поиска и внедрения новых прорывных технологий управления, учёбы, переподготовки, самообразования, постоянного наращивания компетенций.

Именно на эту работу настраивает органы власти, и в первую очередь кадровую службу, глава администрации области Олег Петрович Королёв. Он постоянно подчёркивает необходимость идти в ногу со временем, а то и опережать его. Нужно постоянно учиться, самосовершенствоваться и никогда не терять чувства ответственности. Одним словом, необходимо обеспечить привлечение во власть наиболее одарённых и подготовленных управленцев.

– Каким же образом нужно выстраивать кадровую работу?

– Она должна быть прежде всего системной. Это поиск, подбор, обучение, аттестация и назначение на должность специалистов высокого уровня. В этом деле без использования современных технологий, а то и научных разработок в современном государственном управлении уже не обойтись. К примеру, в нашей области при отборе в резерв управленческих кадров администрация области использует современные технологии по оценке персонала с помощью «Ассессмент-центра». Он основан на применении взаимодополняющих методик, ориентированных на оценку реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, на соответствие требованиям должностных обязанностей, а также выявление потенциальных новых возможностей специалистов.

Наша тестовая база состоит из четырёх блоков: грамотность, вопросы по информатизации, знание закона о государственной службе и специфические задания. На стажировке в Татарстане сотрудники нашего управления заметили интересную деталь – коллеги включили в базовую часть вопросы, связанные с историей России. Мы решили, что и нам необходимо ввести блок заданий по краеведению. Очень часто бывает, что люди профессиональные не очень глубоко знают историю родного края. В прошлом году мы опробовали этот курс, и он приносит хорошие результаты.

Особенно важны такие испытания для категории вновь поступающих на госслужбу и тех, кто переходит в категорию «руководители». Среднее звено также обязано пополнять свои знания, в том числе через самообучающие модули.

Ещё одна важная практика, которая находится в стадии внедрения, - это деловой этикет. Государственный служащий должен соответствовать в том числе и по внешнему виду публично-правовому статусу.

Категория руководителей также требует особого внимания – для них введён специальный управленческий курс. В нём есть такие компетенции, как ведение деловых переговоров, жизненный путь успешного лидера или умение проецировать свою карьеру вперёд на десять лет.

Кстати, все образовательные мероприятия по повышению профессионального развития государственных служащих области приобретены через госзакупки. Управление подготовило порядка сорока технических заданий на образовательные услуги.

Всего в прошлом году в регионе прошло 39 образовательных мероприятий по повышению профессионального развития государственных служащих, в которых участвовало свыше 1300 человек.

– Большую популярность в стране вызвал конкурс управленцев «Лидеры России». А каков сегодня управленческий резерв Липецкой области?

– Управленческий резерв главы администрации – сто десять человек. Это те люди, из числа которых в основном идут назначения. В прошлом году ещё до проведения всероссийского конкурса мы отработали похожее тестирование на региональном уровне. Изучали психологические портреты резервистов, записывали их видеоинтервью. Времени для проведения процедур у нас было немного, но по объёму они гораздо сложнее: соискатели не готовились к видеозаписи, камера включалась ровно на три минуты, в течение которых человек обстоятельно отвечал на разные вопросы. Сразу было видно, готовы ли люди к стрессовой ситуации, каким образом они выражают свои мысли, каков их потенциал.

Должен сказать, уровень подготовки резервистов у нас очень серьёзный. Поэтому, когда объявили федеральный конкурс «Лидеры России», многие липчане вызвались в нём поучаствовать. В полуфинал вышли шесть человек из Липецкой области, четверо из них – государственные служащие, двое из которых были в нашем управленческом резерве. Тех липчан, кто хотел попробовать свои силы в федеральном конкурсе, уже взяли на заметку.

Кстати, федеральные органы, увидев, сколько замечательных управленцев работает в России (а в конкурсе участвовало около двухсот тысяч соискателей), теперь меняют некоторые моменты отбора управленческого резерва. В ближайшее время будет введена единая база по всей стране. Зачем это делается? Для сопоставимости кадров. Если нам, скажем, нужен специалист из управленческого резерва другого региона, мы можем сделать запрос, и этот человек приедет работать в регион, а от нас может уехать в другой регион из резерва тот, кто нам пока не требуется. Считаю, что это весьма целесообразно.

– Думаю, не все способны выдержать жёсткие условия конкурсного отбора…

– Да, условия непростые. Но факты говорят сами за себя. Количество соискателей на замещение вакантных должностей растёт. Если три года назад на место претендовали пять человек, то сейчас – уже девять! Это произошло прежде всего благодаря прозрачности, открытости и популяризации конкурсного отбора на госслужбу.

В прошлом году состоялись заседания конкурсных комиссий на замещение вакантных должностей и включение в кадровый резерв по 76 должностям. Всего в конкурсном отборе участвовали пятьсот девяносто человек. Лучшие попали в резерв кадров. Из него на должности госслужащих в администрации области и исполнительных органах государственной власти назначено двести тридцать семь человек. Кстати, за несколько лет не поступило ни одной жалобы на предвзятость либо несогласия с результатом конкурса. А все потому, что вся конкурсная процедура прозрачна и окончательное решение принимается коллегиально с участием представителей общественных организаций, которые, в свою очередь, ежегодно проходят ротацию.

– Один из основных векторов развития государственного управления – совершенствование системы предоставления жителям региона услуг органов власти. Что делается в этом направлении?

– Из наиболее успешных проектов по повышению качества и доступности услуг органов власти для населения можно отметить создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» (МФЦ). В нашем регионе функционируют двадцать три центра, сто двадцать шесть обособ­ленных подразделений в сельских поселениях, два МФЦ для бизнеса и центр оказания услуг на базе Сбербанка. Только за прошлый год в структурные подразделения МФЦ поступило более двух миллионов обращений граждан.

Хочу отметить, что по результатам ежегодного мониторинга, проводимого Минэкономразвития России, Липецкая область входит в пятёрку регионов-лидеров по реализации поручений президента России в части развития центров «Мои Документы». Кроме того, в прошлом году проект Липецкой области «Организация шаговой доступности государственных и муниципальных услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья в центрах «Мои Документы» стал победителем Всероссийского конкурса «Лучший многофункциональный центр России» в номинации «Проект».

Залогом успешного взаимодействия органов власти и МФЦ при предоставлении услуг является качественное и детальное нормативное правовое регулирование всех процессов. Чтобы повысить эффективность взаимодействия органов власти с жителями области, обе стороны (государство и получатель услуг) должны понимать, какими взаимными правами и обязанностями они обладают.

Стандарты и механизмы реализации прав граждан при получении государственных услуг подробно описываются в административном регламенте. Он делает понятным правила взаимодействия с органом власти и разъясняет, куда и каким образом гражданин может обратиться и что получить. Наше управление проводит итоговую экспертизу проектов административных регламентов на предмет их соответствия законодательству с учётом оценки результатов независимой экспертизы. За прошедший год подготовлено сто пятнадцать таких экспертных заключений, по которым работают исполнительные органы государственной власти области.

Сейчас работаем над тем, чтобы уже в ближайшее время всего лишь по одному запросу заявитель мог получить целый комплекс услуг.

– Наверняка многие кадровые наработки липчан берут на вооружение коллеги. Вы продолжаете обмениваться опытом?

– Конечно. Высокие результаты работы привлекают внимание к нашей области других субъектов РФ.

Проведение межрегиональных форумов на липецкой земле стало уже традиционным. В прошлом году в регионе проходил VI Межрегиональный форум «Центры «Мои Документы» – основа сервисного государства», в котором участвовали представители Минэкономразвития России, федеральных и региональных органов власти, эксперты, руководители УМФЦ из двадцати субъектов РФ. 

В рамках федерального проекта по обмену опытом Минтруд России организовал «HR-практикум» – Липецкая область стала площадкой для проведения межрегиональной стажировки. В ней участвовали десять представителей кадровых служб субъектов РФ и федеральных органов государственной власти. Все участники отметили высокий уровень кадровых технологий в Липецкой области.

Всё это стало возможным в том числе благодаря активной кадровой политике в регионе. Ведь динамичный темп социально-экономического развития Липецкой области сегодня невозможно поддерживать без грамотных кадровых стратегий на всех уровнях власти.

– Спасибо за интервью.

"ЛГ: итоги недели". Наталья Сизова

Новости по теме Новости MediaMetrics