Религия08:00, 25 апреля 2021 года

Пальмы, вербы и осанна! Гид по Великому посту. Вербное воскресенье

Воскресенье, 25 апреля, в 2021 году у православных верующих в нашей стране называется Вербным. Главное же название праздника - Вход Господень во Иерусалим. Он относится к числу 12-ти, особо выделяемых Православной Церковью праздников, и является переходящим - то есть не имеет единой даты празднования. Вместе с Лазаревой Субботой он является своеобразным "мостом" от покаянной части Великого поста (Святая Четыредесятница) к его кульминации - Страстной седмице. 

Время покаяния. Гид по Великому посту в 2021 году

Крест, клевер и святой Патрик. Великий пост с LipetskMedia, седмица 3-я

Голуби и лестница в небеса. Великий пост (а не Led Zeppelin с "Бутыркой") на "ЛипецкМедиа", седмица 4-я

Мариино стояние и Суббота несидения. Великий пост с LipetskMedia, седмица 5-я

«Лазарь, выйди вон!». Великий пост с LipetskMedia, седмица 6-я

О ЧЕМ МОЛИМСЯ

"В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: "Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!", "На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: "Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!".

"Сион, вот грядет на молодом осленке твой Царь, кроткий, спасающий и стремящийся победить Своей мощью врагов! Радуйся и веселись, празднуя с пальмовыми ветвями! Верные, будем и мы в согласии рукоплескать, принося сегодня Христу ветви добродетелей, как некогда дети; постелим же Ему одеяния божественных дел и таинственно примем Его. Сегодня нас собрала благодать Святого Духа, и мы все, взяв Твой Крест, возглашаем: "Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!", "Ты, Бессмертный, связал ад, умертвил смерть, и воскресил мир. Ради этого дети с ветвями в руках восхваляли Тебя, победителя, взывая сегодня к Тебе: "Осанна Сыну Давидову!". Более не будут избиты младенцы за Младенца, Сына Марии, но Ты Один распнешься за всех младенцев и стариков. Не будет больше нам угрожать меч: ведь Твои ребра пронзит копье. Потому мы, радуясь, возглашаем: "Благословен Идущий призвать к себе Адама!".

"Могущественной Твоей силой Ты воскресил Лазаря в Вифании, бывшего мертвым уже четыре дня. Этим Ты прежде добровольного Твоего страдания показал образ всеобщего воскресения. Слепым же Ты, Спаситель, дал зрение, как Податель света, и, сидя на молодом осленке, как бы на Херувимах носимый, вошел Ты в святой город вместе с Твоими учениками, чтобы исполнить проповедь пророков. Дети же еврейские выходили Тебе навстречу с ветвями и побегами пальм. Потому и мы, держа масличные ветви и побеги пальм, взываем к Тебе благодарственно: "Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!".

ПРАЗДНИК-НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Евангелист Иоанн изображает событие входа Христа в Иерусалим как очевидец, с поразительной достоверностью. Иисус, который всего через какие-то несколько дней должен будет пройти через смерть на кресте, накануне предстает ее победителем, воскресив своего друга Лазаря. А вечером следующего дня Христос спускается с Елеонской горы, направляясь к стенам Иерусалима на белом осле – символе мира, как некогда Давид после победы над Голиафом. Люди в городе, собравшиеся на празднования еврейской Пасхи, будучи наслышаны как о вчерашнем чуде, так и о многих других, совершенных Иисусом, буквально "стоят на ушах", и готовы внести Христа на руках в Иерусалим.

Иисус же едет как Царь, несущий примирение, а галилейские паломники подтверждают это криками: «Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних!». Приветствие "осанна" с древнееврейского переводится как "спаси, мы молим". Они машут пальмовыми ветвями, стелят на пути Христа свои одежды – так принято приветствовать победителя-триумфатора. Они надеются, что Пророк-Мессия даст им освобождение от оккупации язычников-римлян. О победе над первородным грехом, над дьяволом никто и не задумывается во всеобщем угаре эйфории.

Однако Иисус несет Благую Весть своего учения, которое должно помочь людям изменить себя, свою моральную сторону, однако народ мечтает о сигнале к революции. Даже ученики Христовы заражены общей эйфорией – доходит до того, что апостолы спорят между собой, деля будущие места у трона. А в последующие пару дней Христос начинает делать и говорить такое, что отношение людей к нему резко переворачивается от восторженных криков "осанна" до истеричного требования у Понтия Пилата распять Иисуса. Но об этом - в наших последующих материалах.

По словам известного церковного деятеля ХХ-ХХI веков, митрополита Антония (Блюма), праздник Входа Господня в Иерусалим «один из самых трагических праздников церковного года». Он состоится накануне «страстных дней Господних, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это – тьма и полумрак, сумерки, где перемешалась правда и неправда, где перемешалось все, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении».

КАК ВОЗНИК ПРАЗДНИК

Появление праздника Входа Господня в Иерусалим относят к IV веку: тогда еще единая христианская Церковь ввела обычай освящать пальмы. Отсюда одно из названий праздника — «неделя ваий» (в переводе с греческого — пальмы). Упоминания о празднике встречаются в трудах святых Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского в IV веке. К этому же периоду относятся его изображения на саркофагах. Заглавие «Die dominica in palmas» (Воскресный день пальм) появляется в богослужебных книгах римского обряда с конца VII — начала VIII веков.

ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ВЕРБНОЕ?

Как известно, на подавляющей части территории Российской Федерации пальмы не растут, поэтому пальмовые ветви заменило растение, которое первым зацветает в наших краях - верба, которая стала символом весны, возрождения, радости, божественного воскресения, символом победы Иисуса Христа над злом.

Вопреки общепринятому мнению, вербы освящают не в сам день праздника. Особый чин с чтением молитв на освящение "ваий" и последующее окропление верб освященной водой совершаются во время Всенощного бдения накануне в субботу вечером. 

Народные приметы уделяют особое внимание Вербному воскресенью. По нему в старину определяли погоду на весну и лето. Если почки на деревьях набухли, но не распустились, то ждать холодов. Если наоборот – год будет особенно урожайным.

В старину веточками вербы лечили — по народному поверью, хлестали больного человека по спине, вербу умудрялись даже давать домашнему скоту, чтобы избавить животных от болезней.

Что же касается настолько обожаемой нашими православными верующими "гастрономической" части поста, то, перед самой строгой седмицей Великого поста и всего года - Страстной, Церковный устав делает послабления. Например, в Вербное воскресенье в пищу можно употреблять рыбу, а также икру – последнюю, как и накануне, в Лазареву субботу. Также допускается вино. Но в умеренных количествах.

ВСЕ НОВОСТИ

Обычная версия сайта LipetskMedia [18+]

Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа"

Учредитель: Областное бюджетное учреждение "Издательский дом "Липецкая газета"

Главный редактор: Тарасов Максим Вячеславович

Обратная связь: red@lipetskmedia.ru
398055, Липецк, ул. Московская 83
+7(4742) 50-17-53, 50-17-65, 50-17-48

Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте LipetskMedia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование материалов, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-50671 от 24.07.2012. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

2020 год. Все права защищены. Разработка сайта: ФЛОТТ.

LI counter