Религия08:02, 29 апреля 2021 года

Тайная вечеря и кровавый пот. Гид по Великому посту. Страстной Четверг

В Великий Четверг Страстной седмицы (в 2021 году — 29 апреля) Церковь вспоминает в богослужении четыре важнейших евангельских события: Тайную Вечерю — последнюю трапезу Иисуса Христа с апостолами накануне Его страданий, на которой Он установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Иисусом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Тайной же вечеря называется, так как совершалась скрыто от иудеев, желавших убить Христа.

Время покаяния. Гид по Великому посту в 2021 году

Крест, клевер и святой Патрик. Великий пост с LipetskMedia, седмица 3-я

Голуби и лестница в небеса. Великий пост (а не Led Zeppelin с «Бутыркой») на «ЛипецкМедиа», седмица 4-я

Мариино стояние и Суббота несидения. Великий пост с LipetskMedia, седмица 5-я

«Лазарь, выйди вон!». Великий пост с LipetskMedia, седмица 6-я

Пальмы, вербы и осанна! Гид по Великому посту. Вербное воскресенье

Гид по Великому посту. Страстная седмица: Начало

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ

«Христос говорил Своим друзьям: «Один из вас предаст Меня». Они же, забыв веселие и наполнившись тревогою и скорбью, говорили: «Боже отцов наших, скажи, кто это?», «Тот, кто вместе со Мной дерзко опускает руку в блюдо. Лучше было бы ему совсем не родиться», — так указал Бог наших отцов того, кто предал Его», «Когда славные ученики просвещались при умовении на Вечере, тогда омрачался сребролюбием нечестивый Иуда. Он предал беззаконным судьям Тебя, Праведного Судью. О, любитель накопления, посмотри на скопившего себе деньги на удавку! Беги от ненасытной души, дерзнувшей совершить такое против своего Учителя! Господи, ко всем благой, слава Тебе!», «Причащаясь Чаши, Ты взывал к ученикам, Бессмертный: «Я уже не буду более пить с вами в этой жизни плода виноградной лозы, ведь Меня, единственного своего Сына, Отец послал в мир как умилостивление».

«Владыка подает ученикам пример смирения: Одевающий облаками небо — опоясывается полотенцем; Тот, в Чьей руке дыхание всего существующего, — преклоняет колени, чтобы омыть ноги рабов!», «Приблизившись все со страхом к таинственной трапезе, с чистой душой примем хлеб и останемся вместе с Владыкой, чтобы увидеть как Он моет ноги учеников. Мы должны поступать так же, как мы увидели, покоряясь друг другу и омывая друг другу ноги, ведь Христос так повелел Своим ученикам, но не услышал этого Иуда, раб и обманщик», — поется в этих тропарях и стихирах, которые, как и всё, что относится к финалу Страстной седмицы, преисполнены просто-таки кульминационных эмоций.

ПОСЛЕДНЯЯ ТРАПЕЗА

Те несколько часов, которые предшествовали Страстям и крестной смерти Иисуса, запечатлелись в памяти и сердцах тех, кто был с Ним, с необыкновенной силой.

По этой причине многие подробности того, что Иисус делал и говорил на Тайной Вечере, изначально посвященной главному иудейскому празднику Песах (Пасха), зафиксированы в Новом Завете — во всех четырех Евангелиях. 

В том варианте рассказа о Тайной Вечере, который изложен в Евангелии от Иоанна, говорится, что Иисус омыл ноги своих учеников. Таким путем Иисус подал Своим последователям пример смиренного служения друг другу. Затем следует один из наиболее драматичных моментов данного эпизода: Иисус объявляет, что один из присутствующих собирается предать Его. Ученики в недоумении смотрят друг на друга, ошеломленные этими словами. Иисус же весьма сдержанно указывает на Иуду как на предателя — например, говорит: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал Иуде Искариоту. Что это был за кусок, евангелист не говорит. Некоторые из святых Отцов полагают, что это традиционный для иудейских Пасхальных трапез опреснок, окунутый в соус из горьких трав. 

Самое же действие Иисуса не было отмечено Его другими учениками, кроме Иоанна, как что-то выходящее из ряда вон, потому что за пиршеством на востоке хозяин — а таким в настоящем случае являлся Христос — обыкновенно разделял куски хлеба и мяса гостям своим. Отсюда можно сделать еще и такой вывод, что Иисус, предлагая кусок хлеба Иуде, и теперь еще хотел пробудить в нем лучшие чувства. Однако это было ясно только для Иоанна. Другим же апостолам Господь сказал о предателе, как повествуют об этом остальные евангелисты, в общем выражении: «один из вас, обмакивающий со Мной в одно блюдо, тот меня и предаст».

Если говорить об этом ужине (вечере) как таковом, главным его событием было установление Таинства Святой Евхаристии. В Новом Завете существует четыре варианта рассказа о данном событии. Все эти повествования очень схожи между собой. Они весьма лаконичны: в каждом из них содержится всего по несколько стихов. Таким образом, были зафиксированы действия и слова Иисуса, сказанные Его ученикам, давшие начало Таинству Причащения. Вот что рассказывает об этом евангелист Лука: «И взяв в руки хлеб и произнеся над ним благодарение, Он разломил его и раздал им, говоря: «Это есть Тело Мое, за вас предаваемое; делайте так в воспоминание обо Мне».

В этих словах раскрывается огромное различие между тем, что произошло во время конкретно этой Тайной Вечери, на которой присутствовал Иисус и Его Апостолы, по сравнению с обычным ужином. Ведь во время Тайной Вечери Иисус раздавал ученикам совсем не хлеб. Под видом хлеба было сокрыто нечто совершенно другое: «Это Тело Мое». И Иисус дал присутствовавшим там Апостолам власть, необходимую для повторения того, что Он только что сделал: «Делайте так в воспоминание обо Мне».

В конце Тайной Вечери Иисус взял также и чашу с вином после вечери, говоря: «эта чаша есть Новый Завет в крови Моей, за вас изливаемой». И по сей день православные христиане продолжают соблюдать этот завет, причащаясь хлеба и вина под видом Тела и Крови Христовой. В отличие от, например, католиков, у которых только священнослужители причащаются и Тела и Крови, а миряне — только Тела Христова.

Фото пресс-службы Липецкой митрополии

Традиционно, утром, на Литургии Страстного (Чистого) Четверга, храмы переполнены: в этот день все православные причащаются Святых Христовых Таин. В конце XIX века, когда были утрачены традиции церковной литургической жизни и причащались только раз в год, Страстной Четверг был единственным днем в году, когда к причастию приступали практически все жители страны.

КРОВАВЫЙ ПОТ И ПОЦЕЛУЙ ПРЕДАТЕЛЯ

Еще до того, как причастить своих учеников, Иисус тихонько обратился к Иуде со словами: «Что делаешь, делай скорее», то есть делай то, что задумываешь, потому что уже настало время. Иуда не перенес такого бесчестия, так как предполагал, что это уже известно всем; боясь же, чтобы ученики не растерзали его, он тотчас вышел и удалился к злоумышленникам. Но... никто не обратил на это никакого внимания. Почему же? Апостол Иоанн Богослов объясняет, почему. Да, уходить с пасхальной трапезы — дело неслыханное. За одним исключением: если, сев за стол, ты вспомнил, что ничего не дал нищим, то даже если уже звезда на небе, все равно — встань, пойди и дай. Это важнее всего остального. У Иуды при себе всегда был денежный ящик. Господь ему говорит, «что делаешь, делай скорее». И все понимают это в контексте: «скорее, дай что-нибудь нищим! Беги, пока мы не завершили праздник!».

Около полуночи в четверг пасхальная трапеза по правилам заканчивается, и Иисус с учениками выходят на улицу. Евангелист Иоанн именно тут разворачивает свое основное повествование, занимающее у него сразу четыре главы. Именно в этот момент Господь сообщает ученикам основное содержание Своего учения. Он прощается с ними и дает им новую заповедь, выполнение которой станет отличительной особенностью христианина: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», говорит о Святом Духе, благословляет их, устанавливает Церковь, обещает им в мире скорбь, но и победу над миром. Они идут за городскую черту, в Гефсиманский сад. Место было удобное для беседы, и Господь любил туда ходить. Дальше беседа происходит по дороге в Гефсиманию.

Есть  разница в том, как события видятся Матфею, Марку и Луке и как они видятся Иоанну. У первых трех все происходит на общую Пасху, а у Иоанна накануне — днем раньше. Однако в обоих случаях они согласны, что в следующий за пятницей день была Великая Суббота — суббота, которая выпадает на иудейскую Пасху (Песах). Представьте праздничную атмосферу в Иерусалиме, когда сотни и сотни паломников стекаются к Храму. При этом храмовая стража планирует операцию по захвату Иисуса таким образом, чтобы этого никто не видел. Но начинается все со входа Господня в Иерусалим, начинается с толпы народа, которая приветствует Христа. Конечно, возникает закономерный вопрос: куда делись все эти люди, когда Христа арестовывали? Однако недаром арест происходит в пасхальную ночь. Все люди дома или гуляют у себя в саду, или, если это паломники, объединились с другими семьями и празднуют вместе. Это та ночь в году, когда меньше всего шансов встретить кого-либо в общественном месте.

Дальнейшие события: молитва, сон учеников, предательство Иуды, арест — все это происходит довольно быстро.

В Евангелии от Луки говорится о том, что во время молитвы в Гефсиманском саду пот Иисуса был как капли крови. Это явление известно медицине, но неизвестны случаи, когда оно происходило бы ночью, потому что оно связано с обезвоживанием организма на жаре и с крайним отсутствием влаги. Однако оно возможно, например,  в темноте тюремного вагонзака, когда узникам не дают пить несколько суток. Человек сначала плачет, потом слезы кончаются и вместо них выступает пот, окрашенный кровью. Но в прохладе Гефсиманского сада, после четырех чаш вина (обязательных на пасхальном ужине) обезвоживания в обычном смысле быть не могло. Но можно себе представить душевное напряжение, о котором мы не имеем и понятия. Такой внутренний жар, который дает эффект обезвоживания, и евангелист Лука, согласно церковному преданию – врач, рассказывает об этом.

Иисус опять возвращается к ученикам, и тут же появляется Иуда с храмовой стражей. Он подает знак. И это вызывает недоумение, которое выразил и Сам Христос, говоря: «Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня». Возможно, именно этих людей всё происходившее со Христом в предыдущие дни не волновало никоим образом. Ведь личность Христа была достаточно яркая, не узнать Его было очень трудно. Ночью, при свете факелов невозможно не узнать того, с кем ты днем вступил в жаркий спор.

Иуда приветствует Иисуса целованием. Таким было обычное приветствие на Пасху. Однако «целование» – это также и приветствие. Поэтому возможно и то, что он просто сказал Ему «здравствуй», и то, что он Христа поцеловал из конспиративных соображений.

Однако поначалу апостолы не собирались просто так сдавать своего любимого Учителя, все они как один были готовы на смерть, в Гефсиманском саду завязалась потасовка. Апостолы даже взяли два меча. При этом никаких римских легионов мы не видим. А храмовую стражу, при должном старании, можно было прогнать или, отбиваясь, убежать. Но учеников полностью деморализует поведение Христа. А ведь они готовы биться, в особенности Петр; он даже отсек ухо рабу первосвященника. Но Господь это ухо исцеляет. И они не понимают, как следует действовать в этой ситуации. Христос говорит, чтобы Его взяли, а учеников не трогали. И растерянные ученики разбегаются – кроме Петра и Иоанна. Однако и деморализованный Петр уже во дворе дома первосвященника трижды отрекается от Христа, хотя еще несколькими часами ранее обещал умереть за Него.

Иисуса доставляют к первосвященнику Каиафе, где иудеи учиняют суд над своим Мессией. Но об этом – в следующем материале, посвященном Страстной Пятнице.

ТРАДИЦИИ СТРАСТНОГО ЧЕТВЕРГА

Как мы знаем благодаря Евангелию, после Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви в Великий Четверг.

Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии Великого Четверга. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям.

В ХХ веке в Русской Церкви обряд на постоянной основе не совершался. Повсеместно был восстановлен только в 2009 году патриархом Кириллом.

Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому, что люди приходят, исповедуются и причащаются. 

ВСЕ НОВОСТИ

Обычная версия сайта LipetskMedia [18+]

Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа"

Учредитель: Областное бюджетное учреждение "Издательский дом "Липецкая газета"

Главный редактор: Тарасов Максим Вячеславович

Обратная связь: red@lipetskmedia.ru
398055, Липецк, ул. Московская 83
+7(4742) 50-17-53, 50-17-65, 50-17-48

Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте LipetskMedia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование материалов, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-50671 от 24.07.2012. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

2020 год. Все права защищены. Разработка сайта: ФЛОТТ.

LI counter