Религия08:00, 30 апреля 2021 года

Страсти Христовы. Гид по Великому посту. Великая пятница

День Страстной (Великой) пятницы, который в 2021 году приходится на 30 апреля, посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Иисуса Христа. В богослужении этого – самого скорбного в году – дня Церковь как бы ставит нас у подножия Креста Христова и пред нашим взором изображаются спасительные страдания Иисуса.

О Страстях Христовых в Великую пятницу подробно рассказывают все евангелисты, поэтому богослужения этого дня крайне насыщены соответствующими чтениям.

Время покаяния. Гид по Великому посту в 2021 году

Крест, клевер и святой Патрик. Великий пост с LipetskMedia, седмица 3-я

Голуби и лестница в небеса. Великий пост (а не Led Zeppelin с «Бутыркой») на «ЛипецкМедиа», седмица 4-я

Мариино стояние и Суббота несидения. Великий пост с LipetskMedia, седмица 5-я

«Лазарь, выйди вон!». Великий пост с LipetskMedia, седмица 6-я

Пальмы, вербы и осанна! Гид по Великому посту. Вербное воскресенье

Гид по Великому посту. Страстная седмица: Начало

Тайная вечеря и кровавый пот. Гид по Великому посту. Страстной Четверг

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ

«Сегодня враждебный синедрион собрался против Христа и замыслил тщетное против Него: предать Пилату на смерть Неповинного. Сегодня Иуда накидывает деньгами на себя петлю и дважды лишается жизни: временной и Божественной. Сегодня Каиафа невольно пророчествует: «Лучшему Одному погибнуть за народ», – ведь Христос действительно пришел, чтобы пострадать за наши грехи и освободить нас от рабства греху, как благой и Человеколюбец», «Иуда прикасался к Тебе, целуя коварно, устами, которыми Твое Тело, Слово, недостойно принимал и возглашал Тебе: Радуйся, Учитель!». Он друг и предатель, раб и обманщик», «Сегодня Иуда покидает Учителя и принимает в себя дьявола, ослепляется страстью сребролюбия и, объятый мраком, отпадает от света: ведь как мог видеть свет тот, кто продал Светило за тридцать сребреников? Но Нам пострадавший за мир воссиял. Мы Ему возгласим: «Господи, пострадавший и сострадавший людям, слава Тебе!».

«Сегодня повешен на дереве тот, Кто повесил землю на воде; венчается терновым венцом - Царь ангелов; облачается в ложную багряницу - Покрывающий небо облаками; принимает удары по лицу – Освободивший Адама во Иордане; пригвождается гвоздями – Жених Церкви; пронзается копьем – Сын Девы. Поклоняемся Твоим страданиям, Христе. Поклоняемся Твоим страданиям, Христе. Поклоняемся Твоим страданиям, Христе. Покажи нам и Твое славное Воскресение!», «Сегодня иудеи пригвоздили ко кресту Господа, рассекшего жезлом море и проведшего их через пустыню. Сегодня они пронзили копьем ребра Того, Кто поразил ради них язвами Египет, и напоили желчью Пролившего дождем им манну», «Агница Мария, видя Своего Агнца, ведомого на заклание, терзаясь, следовала за Ним с другими женщинами, так восклицая: «Куда же идешь Ты, Чадо? Зачем совершаешь Свой скорый путь? Не устроен ли снова иной брак в Кане, и не туда ли Ты сейчас спешишь, чтобы из воды вино им сотворить? Пойти ли Мне с Тобой, Чадо, или лучше подождать Тебя? Скажи мне слово, о Слово! Не пройди молча мимо меня, Сохранивший Меня чистой, ведь Ты – Мой Сын и Бог!».

«Тебя, одевающегося светом, как одеждою, Иосиф с Никодимом сняли с Древа, и, видя мертвым, нагим и непогребенным, сострадая Тебе, оплакивал Иосиф Тебя с рыданиями: «Увы мне, Сладчайший Иисус! Увидев недавно висящим тебя на кресте, солнце облекалось мраком, земля колебалась от страха и разрывалась завеса храма. Но вот, я сейчас вижу Тебя принявшим добровольно ради меня смерть. Как я стану погребать Тебя, Боже мой, или какой плащаницей обовью? Какими же руками прикоснусь к Твоему нетленному телу? Какие песни воспою Твоей кончине, Милосердный?  Прославляю Твои страдания, воспеваю Твое погребение с Воскресением и восклицаю: «Господи, слава Тебе!».

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЫ 

На утрени Великой Пятницы, которая традиционно служится накануне вечером в четверг вечером, читаются «12 Евангелий Святых Страстей» – 12 отрывков из всех четырех Евангелий, где, в общем, описывается большой период, начиная с прощальной беседы Иисуса со своими учениками после Тайной Вечери, продолжая предательством Иуды, судом над Христом и его мучительной смерти на кресте, завершая событиями погребениям безжизненного тела Иисуса.

Утром в Великую пятницу служатся так называемые Царские часы. Царскими они называются потому, что в константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором, а в России на них всегда присутствовали и русские цари. Во время этих часов возглашались многолетия царям. От обыкновенных часов Царские отличаются чтением некоторых особых псалмов взамен обычных.

Фото пресс-службы Липецкой митрополии

Литургии в этот день никогда (кроме редчайшего совпадения с этим днем праздника Благовещения) не бывает – из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда Сыном Божиим. Это день строжайшего поста и великой скорби. В середине дня Страстной Пятницы совершается вечерня с выносом плащаницы – ткани большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа, и установкой ее в центре храма – во «гробе» – возвышении, украшенном цветами. После этого посреди храма читается канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы», затем верующие прикладываются к Плащанице с пением тропарей. Этой службой, посвященной положению тела Иисуса Христа во гроб, заканчивается цикл богослужений Великой пятницы.

Фото пресс-службы Липецкой митрополии

ХРОНОЛОГИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ СОБЫТИЙ

Как уже описывалось ранее в одном из наших предыдущих текстов, в четверг после Тайной вечери и Прощальной беседы Иисус Христос со своими учениками отправился за пределы Иерусалима – в Гефсиманский сад, где они провели часть ночи. Ученики в дремоте, а Христос – в молитвенном подвиге, вплоть до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Иисус был арестован, а его ученики, несмотря на первоначальные попытки оказать сопротивление, разбежались. Христа отвели к «первосвященнику в отставке» Анне, а затем Спаситель предстал уже перед действующим первосвященником Каиафой – кстати, зятем Анны, и судом Синедриона, который и приговорил Иисуса к смерти. В это время апостол Петр, следовавший за своим учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него, несмотря на то, что еще несколько часов назад чуть ли не клялся умереть за Христа.

После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату – полномочному представителю римской оккупационной власти, к тому еще и ведавшему смертными казнями. Тот отослал Иисуса к Ироду Антипе, правившему в области под названием Галилея (ведь родом Иисус был из Галилеи и, тем самым Пилат, хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа), а по случае иудейской Пасхи, находившемуся в Иерусалиме. После допроса и насмешек от Ирода Иисус снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это (в том числе, и знаменитое умывание рук перед толпой), Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Иисуса на распятие.

Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После жесточайшего избиения и морального унижения в претории Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и был распят римскими солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе – Лобном месте, где по преданию был похоронен череп Адама. Один из разбойников, распятых вместе с Иисусом, признает, что тот предан на казнь буквально «ни за что», и просит Христа «Вспомни меня в Царстве Твоем». На что Христос обещает этому разбойнику, что душа его первой войдет с Ним в рай по Его Воскресении.

Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, Иисус Христос умер на Кресте, после чего, как описывается в Евангелии от Матфея, «завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли». Кстати, последний факт по сей день остается одной из главных евангельских загадок – куда делись и что произошло с этими воскресшими людьми, доподлинно остается неизвестным. 

Что же касается смерти на кресте, то она считалась как самой позорной, так и самой тяжелой для человеческого организма. То, что испытывал человек во время этой казни, описать нашему сайту не позволяет формат. Поэтому Бог и поисковики вам в помощь, если имеете желание узнать. Также на эту тему можно посмотреть художественный фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», но тоже строго для людей со стабильной психикой и с возрастным цензом 18+.

Остается только добавить, о том, как евангелист Лука сообщает, что, когда римский сотник пронзил копьем уже бездыханную грудь Иисуса, то из раны излились кровь и вода. По заключению медиков, речь идет о жидкости из околосердечной сумки. Копье пронзило грудь с правой стороны, дошло до околосердечной сумки и сердца – это профессиональный удар солдата, который целится в незагражденную щитом сторону тела и бьет таким образом, чтобы сразу достать до сердца. Из уже мертвого тела кровь истекать не будет. То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше.

Далее двое из тайных учеников Иисуса – Иосиф (иудейский старейшина) и Никодим (фарисей, член синедриона) сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и похоронили в гробе – небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв ее большим камнем. При погребении присутствовали женщины-последовательницы Христа, которых впоследствии Церковь назовет мироносицами.

На другой день по просьбе израильских старейшин (боявшихся, что ученики Иисуса украдут Его Тело и объявят о воскресении) Понтий Пилат приказал римским солдатам, опечатав пещеру, охранять ее.

«Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны – мы же тогда не жили?! Да, не жили! А если бы теперь на нашей земле явился Господь – неужели кто-нибудь из нас может подумать, что он оказался бы лучше тех, которые тогда Его не узнали, Его не полюбили, Его отвергли.

Те люди, которые тогда это совершили, были действительно страшны, но нашей же посредственностью, нашим измельчанием. Они такие же, как мы; их жизнь слишком узкая для того, чтобы в нее вселился Бог; жизнь их слишком мала и ничтожна для того, чтобы та любовь, о которой говорит Господь, могла найти в ней простор и творческую силу. И эти люди, подобно нам, это сделали. «Подобно нам», потому что сколько раз в течение нашей жизни мы поступаем как тот или другой из тех, которые участвовали в распятии Христа. Посмотрите на Пилата: он старался сохранить свое место, он старался не подпасть под осуждение своих начальников, старался не быть ненавидимым своими подчиненными, избежать мятежа. И хотя и признал, что Иисус ни в чем не повинен, а отдал Его на погибель», – говорил один из виднейших православных деятелей XX-XXI веков митрополит Антоний (Блюм).

ВСЕ НОВОСТИ

Обычная версия сайта LipetskMedia [18+]

Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа"

Учредитель: Областное бюджетное учреждение "Издательский дом "Липецкая газета"

Главный редактор: Тарасов Максим Вячеславович

Обратная связь: red@lipetskmedia.ru
398055, Липецк, ул. Московская 83
+7(4742) 50-17-53, 50-17-65, 50-17-48

Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте LipetskMedia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование материалов, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-50671 от 24.07.2012. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

2020 год. Все права защищены. Разработка сайта: ФЛОТТ.

LI counter