Общество

«Такие же дети». Как в Липецке разрушают мифы об аутизме


Сегодня, 2 апреля, во всем мире отмечают День информирования о проблеме аутизма. Для чего это нужно? К сожалению, статистика неумолима. С каждым годом количество детей с расстройством аутистического спектра увеличивается, и всем нам – и семьям, и обществу – необходимо понимать, как взаимодействовать и чего ожидать от людей с этим поведенческим расстройством.  

Особенно это важно потому, что, наверное, ни одно расстройство так не окружено различными мифами, как аутизм. Дети и подростки, живущие в Липецке, эти мифы успешно разрушают.

Миф № 1: аутизм  это редкое нарушение

В Липецкой области на сегодняшний день, по официальным данным, 256 семей воспитывают ребенка с аутизмом. При этом семей, у которых дети не получили диагноз или имеют легкое расстройство, намного больше – более 2000. Во всем же мире, согласно статистике Всемирной Организации Здравоохранения, аутизм есть у каждого 160-го ребенка. Поэтому назвать это нарушение редким нельзя.

Миф № 2: дети с аутизмом не могут учиться в обычной школе

До недавнего времени в Липецке детям с таким диагнозом чаще всего приходилось учиться либо в коррекционной школе, либо на домашнем обучении в массовой школе. Ни то, ни другое при этом не вело к социализации и не давало ребенку раскрыться в полной мере.

В 2018 году при поддержке администрации Липецкой области в областном центре впервые открылись два особых «ресурсных класса» в обычных школах. Это позволило реализовать возможность инклюзивного обучения для детей с аутизмом. Позже такие классы появились и в других школах. Также открылись «ресурсные группы» в детских садах. Сейчас пять таких классов работает в Липецке, один в Ельце.

Что такое «ресурсный класс»? Это особая форма обучения, когда ребята зачислены в обычный класс, но часть предметов, а иногда и все, проходит в особой ресурсной зоне – кабинете. В «ресурсном классе» обычно не более восьми ребят, и с каждым в течение всего учебного процесса кроме педагога находится тьютор – своего рода наставник. Для каждого ученика составляется индивидуальная программа, учитывающая именно его особенности развития и навыки. Учитель «ресурсного класса» может вести занятия в небольших группах или работать с ребенком индивидуально. 

Миф № 3: у всех людей с аутизмом есть гениальные способности 

Нет, такой стереотип навязан, в основном, фильмами. Как и среди обычных людей, у людей с аутизмом есть разные способности. Главное – их обнаружить. В Липецке многим это удалось. Дети с расстройством аутистического спектра занимаются и творчеством, и спортом.

Так, с 2018 года в народном инклюзивном театре танца «Параллели» существует группа «Танцующие под дождем», в которую входят дети с аутизмом и их родители. Ребята выступают во всех концертах коллектива и уже даже имеют одну золотую награду, которую получили на фестивале «ПараАрт» в Сочи. Начинали дети танцевать вместе с родителями, но сейчас многие способны танцевать сами, и это главный успех.

В 2020 году для «детей дождя» появилась возможность проявить себя в спорте. Это стало возможным благодаря особому проекту «Инклюзивный футбол», который придумал директор спортивной школы № 12 Илья Зиянгиров. На занятиях обычные ребята из спортшколы занимаются вместе с особыми спортсменами. Буквально за полгода ребята научились вести мяч, передавать пас и забивать гол. Впереди – навыки командной игры!

Но футболом юные спортсмены не ограничились и решили учиться играть в специальный хоккей. Сейчас ребята занимаются общей физической подготовкой в хоккейном центре «Чемпион» и готовятся к сдаче ГТО, а также хоккейному фестивалю.

Миф № 4: детям с аутизмом нравится в своем мире, общение для них болезненный процесс, и лучше их не трогать

И этот миф в Липецке разрушен. Как рассказывает исполнительный директор общественной организации «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке», входящей в объединение «Больше чем добро», Александра Рощупкина, которая придумала и реализовала проект «Обычная жизнь для особых детей», раньше невозможно было поверить в то, что обычные подростки и подростки с аутизмом будут вместе пить чай, играть в игры, танцевать, да просто общаться и при этом все будут испытывать радость.

Но это происходит. Волонтеры из школ, колледжей и вузов приходят в гости на занятия к подросткам с аутизмом, общаются, смеются, занимаются с ними спортом и творчеством. И все счастливы.

Ника Шалимова, один из таких волонтеров, говорит, что сама стала добрее, общаясь с особыми детьми, и для нее важно, что они ей доверяют и даже разрешают себя обнять.

Разрушаются мифы и «ломаются стены» между людьми с особенностями и обычными людьми. Ведь как ни пытайся спрятаться от проблемы, нам всем придется жить вместе. И это возможно, только когда все друг друга понимают.

И это как нельзя лучше иллюстрируют слова волонтера Леры Черкасовой, которые она написала на своей странице после одного из совместных занятий: «Мне хочется сказать, что дети с аутизмом нормальные. Да, у них есть определённые проблемы, но ведь они такие же, как и другие дети. У них две руки, две ноги: всё как у всех. И мне стыдно за людей, которые считают по- другому. Поймите, детей с аутизмом не нужно отталкивать, они также хотят общения, хотят играть со сверстниками. Прошу вас, будьте добрее и относитесь к детям-аутистам с пониманием и уважением».

Фото Анатолия Евстропова и из архива организации «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке»

Новости по теме Новости MediaMetrics