Религия

В самом древнем храме Липецка завершили установку уникального иконостаса


В Древне-Успенском храме Липецкого Свято-Успенского мужского монастыря установили верхний, пятый ярус нового иконостаса с венчающим его Распятием и иконой Пресвятой Троицы. Этот монтаж завершил более чем пятнадцатилетний труд по изготовлению и написанию иконостаса.

Иконостас храма в 1998 году

Договоренность о его создании в иконописной мастерской при московском храме Рождества Богородицы, что в Старом Симонове, была заключена в 2003 году по благословению владыки Никона, на тот момент – епископа Липецкого и Елецкого.

С начала 2005 года были разработаны художественная и иконографическая концепции иконостаса, подготовлен и благословлен епископом Никоном эскиз в цвете, очерк-справка и научное обоснование проекта.

Примерно тогда же были завершены все кузнечные работы по изготовлению 10-метрового каркаса. 

Как рассказали LipetskMedia в Свято-Успенском монастыре, все эти годы, вплоть до конца 2020-го, продолжалось изготовление досок для ансамбля иконостаса площадью более 60 кв. м, наклейка льняной паволоки, живописные работы с последующим покрытием поверхности и многие другие работы.

В вышеупомянутой столичной мастерской, где изготавливали все составляющие иконостаса, используют традиционные техники канонической иконописи.

Подбор материалов для создания священных образов имел многолетнее богословское обоснование. Ими, по состоянию на начало 2000-х годов, в шести иконостасах храмов Москвы, Тверской и Ярославской областей, а ныне – и в Липецке, и даже – в воссозданном приделе святого апостола Иоанна Богослова Софии Новгородской, применялись исключительно натуральные материалы, не допуская искусственных заменителей.

При создании икон мастерами были использованы не только мед, кленовый, рыбий и животный клей, сваренные из масел и лаков, но и яичные желтки – как органические связующие. Именно эта технология в русском искусстве, несмотря на тяжелые климатические и исторические условия, позволила сохранить древние иконы.

Так, многие из минеральных красок, прежде всего охра, вырабатывались из глин и камней, находимых на границе Ярославской и Владимирской областей и привозимых из долины реки Нерли. Именно из природного материала этого региона готовились краски для владимирских соборов и известного на весь мир храма Покрова на Нерли. Там же, в экологически чистых лесах, отбиралась древесина и самостоятельно готовилась и олифа для покрытия живописи. В 2009 году при проведении земляных работ рядом с храмом была найдена кованая ручка двери, ориентировочно конца XIX в., которая и была установлена на дверь в иконостасе Древне-Успенского храма.

Добавим, что за время написания более чем 70-ти (!) образов иконостаса их изображения легли в основу двух выпусков набора открыток, посвященных Липецкой Свято-Успенской обители.

Фото братии Липецкого Свято-Успенского мужского монастыря

Новости по теме Новости MediaMetrics