Культура

В Задонске создают музей исчезнувших профессий


Фонарщик, каретник, бродильщик, машинистка, парторг — об этих и других профессиях далекого прошлого и не очень знают в Задонском политехническом техникуме. И берегут память о них. Здесь создается музей старых ремесел.

Сейчас полностью отремонтированы две комнаты в общежитии, подготовлена часть экспозиций, собраны уникальные экспонаты. Работой по созданию музея руководит заместитель директора по воспитательной работе Надежда Карлова. Из родного села она привезла старинный плуг, конскую упряжь и редкие бытовые предметы.

Собирают все

— Это будет уникальное собрание, рассказывающее о старых профессиях и ремеслах, о прежней жизни, — говорит директор техникума Валерий Дорохин. — Причем это по-настоящему общее — педагогов и учащихся — дело: каждый может принести старинную вещь — от утюга и прялки до открытки, заколки и прищепки, того, что вышло из обихода. И мы вместе расскажем о том, как еще недавно эти вещи служили нашим предкам.

Идея сохранить память об ушедших профессиях принадлежит музею прессы «Антресоль», который уже передал техникуму часть экспонатов. В техникуме же работают по интересной схеме: каждая группа берет какую-то профессию из прошлого. Ребята изучают все нюансы: от внешнего вида и образа жизни представителей профессии до технологических особенностей и изюминок мастерства, ищут сохранившиеся предметы — инструменты или изделия. Затем студенты выступают с защитой своей работы, между группами идет соревнование — у кого образ полнее получится, чьи сведения точнее и интереснее. Таким образом ребята много нового узнают и музей экспонатами пополняется.

Новшевства стали древностью

Готовы экспозиции из изделий ложкарей, плетенщиков, сундучников. А вот тщательно ошкуренные козлы, на которые укладывали бревна дровоколы. В Задонске помню двоих: один был приземистый, с громадными руками, бронзовый от загара, другой — тощий, но хваткий. Казалось, совсем недавно ходили по городу и предлагали свои услуги. А поди ж ты, и нет уже такого ремесла.

Ушли в прошлое фонарщик, каретник, бурлак, колодезник, бродильщик (вожак, передовой, делил луга на паи, разбивал покос на полосы), трубочист. Но ведь во вчерашнем дне оказались такие звонкие и, казалось, «вечные» профессии — машинистка, пионервожатый, парторг.

В конце ХХ века пишущая машинка стала стремительно сдавать свои позиции. Она сопротивлялась, но победили красивые и умные «Айбиэмки». Пищущие машинки перешли в разряд технических древностей. А ведь когда-то они были техническим новшеством. На первые машинки не сразу «подсели» русские писатели. Например, долго сопротивлялся Лев Толстой, но Софья Андреевна сумела усадить мужа за клавиатуру. Ведь ей приходилось от руки по несколько раз переписывать его романы.

В деревнях наверняка помнят менял, или, как их называли, старьевщиков. Они собирали все. Расплата была натурой, «дашь на дашь». За старый салоп, побитый молью мех, ржавый керогаз можно было получить значок, свистульку, булавку. Затем была заготконтора, до которой доводился план по сбору утиля, макулатуры, костей и прочего. Позже, в пору дефицита, уже в книжных магазинах меняли редкие томики Золя и Флобера на килограммы макулатуры. За «Три мушкетера» Дюма нужно было сдать годовую подшивку «Правды» или журнала «Крестьянка».

Будут представлены в музее и профессии с забытыми «именами». Например, тяжебники. Вряд ли современным адвокатам понравилось бы прежнее название их должности. Но было на Руси очень даже популярное слово — «тяжба» и были люди, способные улаживать проблемы. Слово из обихода исчезло, а тяжба как явление русской жизни осталась. А вот еще профессия — мощаники. В старой России так называли тех, кто мостил камнем дороги.

Таксист не нужен?

Полезное дело затеяли в Задонске. Жизнь «стоит на плечах» нашего вчера, только мы не всегда придаем этому значение. Но именно старые ремесла, навыки, мастеровитость предков дают нам многие подсказки и продолжаются в современных реалиях. Что-то уходит, а что-то меняется, приспосабливается в новой жизни, обретает современные полезные черты. Например, мы уверены сегодня, что уж таксисты будут всегда. Но вот мнение человека сведущего. Глава концерна Nissan-Renault Карлос Гон как-то обмолвился: «Учитывая технологическую эволюцию, то есть развитие автомобилей на автопилоте, что включает в себя в перспективе появление машин без водителей, могу сказать, что уже через двадцать лет больше не будет ни самих такси, ни пассажиров в них, такова реальность».

А что такое двадцать лет? Пролетят — не заметишь!

Александр Косякин, «Липецкая газета»

Новости по теме Новости MediaMetrics