Образование

Ректоры липецких вузов прокомментировали идею Елены Шмелевой сделать аккредитацию бессрочной


Руководитель образовательного центра «Сириус», сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева предложила вместо необходимости продлевать лицензию аккредитационный мониторинг. Сейчас существует проблема субъективности в проведении аккредитации, из-за которой вузы могут лишаться лицензии, даже если причины противоречат здравому смыслу. В результате в проигрыше оказываются студенты, которые вынуждены переводиться в другие учебные заведения.

Инициативу прокомментировали ректоры двух ведущих вузов Липецкой области. И ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, и ЛГТУ проблемы, которые могут возникнуть при продлении лицензии, известны. Прецеденты в нашей области были. И речь там как раз шла о формальностях, а не о претензиях к качеству образования.

«На сегодняшний день выполняется огромная работа по подготовке документов для аккредитации вуза, которая далеко не всегда свидетельствует о качестве образования и подготовки специалистов, поэтому, безусловно, процедуру государственной аккредитации модифицировать и совершенствовать нужно. Как это сделают и в каком виде, станет понятно, когда нам предложат новые механизмы реализации, отмечает ректор ЛГТУ Павел Сараев. Вообще, вопрос бессрочной аккредитации сложный. С одной стороны, процедура бессрочной аккредитации полезна, а с другой стороны, эта процедура должна быть в наличии, чтобы у государства был механизм борьбы с образовательными учреждениями, которые готовят выпускников низкого качества. Поэтому считаю, что заниматься этим вопросом нужно».

Похожего мнения придерживается и ректор ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского Нина Федина: «Аккредитация университета – это оценка и признание вуза как учреждения высшего образования, отвечающего самым высоким требованиям и стандартам. В этом году наш университет успешно прошел аккредитацию по всем реализуемым образовательным программам. Впервые процедура проходила дистанционно. Аккредитация всегда отвлекала человеческие и временные ресурсы от основной деятельности, но перевод всех документов в электронный формат существенно усугубил ситуацию.

Мы надеемся, что введение бессрочной аккредитации вузов снизит бюрократическую нагрузку на университеты, а предполагаемый аккредитационный мониторинг станет менее формальным и охватит более объективные показатели – маркеры образовательной деятельности. Еще один положительный момент – системность новой оценки качества позволит нам наладить внутренний самоконтроль и сделает проверку менее трудозатратной».

Елена Шмелева отметила, что среди аккредитационных требований существует много таких, которые никак не относятся к качеству преподавания и, по сути, работают сами на себя. В рамках действующих процедур аккредитации проверка образовательных программ проводится на формальное соответствие требованиям Федеральной государственной образовательной программе (ФГОС).

«В ряде случаев мерилом соответствия ФГОС являются очень субъективные вещи. Они зависят от трактовок экспертов, которых привлекают для проведения аккредитации. Например, на титульном листе программы было указано «основная образовательная программа» вместо «основная профессиональная образовательная программа». Это признавалось нарушением ФГОС. На смену периодической аккредитации должен прийти аккредитационный мониторинг, что станет возможным при введении бессрочной аккредитации», заявила Елена Шмелева.

Руководитель образовательного центра «Сириус», сопредседатель центрального штаба ОНФ отметила, что разработка аккредитационных показателей уже производится. Они будут максимально приближены к целям качественного преподавания, а не для формальной отчетности.

«Важно, чтобы каждый включился в ту работу, которую мы сейчас можем начать на платформе ОНФ. Там можно предложить те показатели, которые видятся вам важными. В том, что касается реализации механизма аккредитационного мониторинга, то мы бы хотели, чтобы сбор показателей не был связан с заполнением форм, а автоматически генерировался из мониторингов вузов. Это во многом снизит нагрузку на коллективы, которые занимаются тем, чтобы соответствовать существующим сегодня показателям», отметила Елена Шмелева.

В продолжение темы руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева подняла и еще один вопрос – уменьшение бюрократизации в образовании. Сейчас много времени у преподавателей уходит на заполнение всевозможных документов, отчетов и прочую бумажную волокиту. И это неправильно, ведь основная задача учителя – учить. Одним из ярких примеров участники встречи назвали новые требования обновленных правил размещения информации на сайтах образовательных организаций.

«Много информации просто избыточной: места практики должны быть опубликованы, а это несколько сотен договоров с предприятиями, раздел с указанием педагогов и полным перечнем модулей, которые они реализуют. Все это нужно собрать и опубликовать на сайте. Зачем? Этим загружают педагогов, которые должны заниматься студентами и школьниками. Мы будем выступать за то, чтобы выводы о качестве образования делали не на основании этих формальных требований», – прокомментировала Елена Шмелева.

Новости по теме Новости MediaMetrics