LIPETSKMEDIA

Гостья из будущего
«Алиса, миелофон у меня!» - вертится в голове, когда видишь, как из датчиков, деталей и проводков вырастают настоящие роботы. Читать мысли эти машины пока не умеют. Но ключевое слово – «пока» …
- Этот робот собран по заданию «КамАЗа», оснащён контроллером для программирования станков, - говорит Роман.
Роману 15, у него звание эксперта и право курировать ребят.
- На каждом роботе есть камера с машинным зрением, - рассказывают два Степана.
Они чуть младше, но уже бронзовые призёры национального чемпионата WorldSkills Russia в компетенции «Мобильная робототехника».
Их педагог, Маргарита Евгеньевна, добавляет: «Каждый набор такого класса стоит около полумиллиона рублей. К нему нужен и ноутбук.
Мы посчитали, что сейчас робототехника оснащена где-то на 12 миллионов».
Маргарита Цыганова преподает робототехнику уже шесть лет. В декабре 2020 она стала наставником года второй степени на всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели».


ПАЯЛЬНИК ЛУЧШЕ КУКОЛ
Что такое робототехника, Маргарита Цыганова знать не знала до 2015 года. Она училась в магистратуре ЛГТУ на прикладной математике, когда директор Центра дополнительного образования пригласила студентов подработать.

- Я с детства варюсь в технической каше, - говорит Маргарита. – Брат что-то паяет, а я помогаю. Кукол не очень любила. Они у меня, конечно, были, но как-то оказывались все время то в углу, то под диваном. А вот машинки, микросхемы, компьютеры – это моё.

«Компьютерную» девочку родители отдали в хореографический первый класс гимназии – там занятия танцами были включены в расписание вместе со школьными предметами – но батманы и плие Маргариту не вдохновили. О чём она решительно заявила папе с мамой, и класс сменили на информационный.

.
- Мне очень повезло с родителями. Они всегда меня слушают и слышат, - признаётся педагог. – Да и генетика берет своё. Характер как у папы – упертый, как у мамы – целеустремленный. И вообще, их пример всегда мотивировал. Когда папа с мамой познакомились, папа еще был студентом. И чтобы возить маму на свидания, в аэропорту раздавал листовки.
Свою первую зарплату Маргарита получила в 14 и хотела сделать вклад в покупку школьной формы. Но мама предложила другой вариант – всей семьей решено было отправиться в парк в Воронеже – Рита очень любила кататься на каруселях.

- Этот урок я запомнила на всю жизнь, - говорит она. – И очень благодарна родителям. А еще именно в детстве я поняла, что все, что захочет человек, можно сделать. Я с этой мыслью и живу всегда. Есть цель, есть задачи, всегда найдется, как их реализовать.

Одной из очередных подработок – уже в студенчестве - должен был стать и Центр дополнительного образования. Но сначала Маргарита задержалась здесь на год, а потом поняла, что не хочет уходить. Стало ясно: дети и роботы – это определённо её.

Когда человек, для которого нет границ, приходит в педагогику, в душах учеников обязательно происходит настоящий переворот. Маргарита убеждена, что дополнительное образование просто создано, чтобы расширить сознание, а робототехника – один из лучших для этого инструментов.
ВЫ ЖЕ НЕ ПРОБОВАЛИ!
- Если у ребенка нет рамок и ограничений, он совсем по-другому мыслит, - объясняет Маргарита. - Я провела небольшое исследование. Дала одинаковые задачи ребенку из 8 класса, у которого есть физика и геометрия, и ребенку из 1 класса. Так вот первоклашка выполнил задачу качественнее, чем ребенок из 8 класса, потому что у него нет рамок. Да, он не знает физику. Но он познал её на практике, пока делал робота.

Всё, что все мы привыкли год за годом читать в учебниках, робототехника позволяет изучить сразу на практике. Она включает в себя основы физики, механики, машиностроения, нескольких видов программирования и английского языка. Во время занятий дети составляют документацию. Иногда применяется биология, химия и еще ряд предметов. За шесть лет работы Маргарита пришла к выводу, что, чем младше ученик, тем проще ему всё это объяснить.

А ещё каждого робота можно бесконечно совершенствовать и дополнять. Улучшить можно любую модель. Маргарита признается, что это в своей работе она любит больше всего – «Когда нет «Стоп».

- Когда я слышу фразу «Эту задачу невозможно реализовать», отвечаю: «Ну кто вам сказал? Вы же не пробовали. Давайте попробуем!», - говорит Маргарита. - И оказывается, что все возможно.
А ещё каждого робота можно бесконечно совершенствовать и дополнять. Улучшить можно любую модель. Маргарита признается, что это в своей работе она любит больше всего – «Когда нет «Стоп».

Самое большое удовольствие для неё – расти вместе с детьми, командой и центром. Она начинала с десятка наборов LEGO для робототехники и нескольких ноутбуков, когда только пришла. Потом центр выиграл проект "IT-CUBE" в рамках нацпроекта «Образование» вместе с Фондом новых форм развития образования. И, благодаря федеральным и областным средствам, у детей, как говорит Маргарита, появилась возможность заглянуть в будущее – бесплатно учиться не только робототехнике, а еще программированию в Яндекс.Лицее, изучить WEB- и инженерный дизайн – и это далеко не все направления.
12 из 12
В кабинете робототехники, который больше похож на зал – его площадь составляет 90 кв.м. – незнающий человек легко бы мог спутать Маргариту с одной из учениц центра. Такой хрупкой и юной она кажется в этом пространстве с высокими потолками и полями для роботов.
И тут же к ней по имени отчеству обращаются ученики, она даёт им задания, по-хозяйски передвигает технику и рассказывает, как много значат здесь даже шторы.

- Эти рулонные я увидела в Академии цифровых технологий, - рассказывает Маргарита. – Рассказала директору, а потом их купили нам, чтобы не сбивалась калибровка на датчиках света. Малыши очень расстраиваются, когда из-за одного лучика все настройки приходится выставлять параметры заново. Особенно обидно им бывает на соревнованиях, а сейчас они очень рады.
Самым младшим ее ученикам шесть лет, самым старшим – 18.
О своих выпускниках – а их за это время уже 12 – Маргарита говорит с большой гордостью. Все они связали свою жизнь с робототехникой и поступили в ведущие вузы страны. Кто-то учится на первом курсе, кто-то – уже на третьем. У них с Маргаритой есть общий чат, где друг с другом делятся они делятся новостями, а если все сложится, то и радуются встречам в родном Липецке.
Региональные и национальные соревнования, победа в международном конкурсе в Корее, признание и внедрение проектов в жизнь и производство по всей стране – о таких успехах выпускников любой педагог может только мечтать.
- В год мы делаем около 12 проектов на региональном уровне и около 5-6 выходят на всероссийский, - рассказывает Маргарита. - Но эти проекты дорабатываются и дальше. И потом уже внедряются. Например, протез руки мы начинали с одним учеником – он сейчас учится в МГТУ Станкин – а потом эту же тему взял другой ученик, Михаил Иванов. В Госдуме он занял с этим проектом первое место, сейчас связался с медиками, выходит на стадию тестирования. Еще одна разработка - установка для выталкивания кокса из коксовых печей. Этот проект делал мой ученик Яковлев Данила, у него по этому проекту оформлен патент. Разработка будет применяться на «НЛМК».

Обиднее всего для Маргариты – когда в силу предубеждений родители не разрешают заниматься робототехникой девочкам. Она убеждена, что так губится детский талант к инженерному творчеству.
А главный секрет педагогики, на ее взгляд, – научить не бояться трудностей и видеть в них возможность развития.

УДАЛЁНКА КАК МОТИВАЦИЯ
«Что не идеально, то нормально» - говорит своим ученикам Маргарита. Отличников она учит не расстраиваться из-за четвёрки в школе, а сама предпочитает оценок не ставить. Главное правило на занятиях – чтобы в вещах, и всем, что связано с конструированием, был порядок. Это залог порядка в мыслях.
- Я убеждена, что робототехнику нужно преподавать с детского сада, - рассуждает Цыганова. - В этом возрасте формируется понятие практической деятельности и технического творчества. Оказывается, техника и творчество совместимы. Мне удалось побывать на лекции Черниговской Татьяны Владимировны в ОЦ "Сириус" - она очень интересно рассказывает про когнитивные процессы нашего мозга. После ее лекции я поняла, что искусство и техническая направленность идут рука об руку и неразлучны.
Маргарита уверена, что мозг – это мышца, которую надо качать и постоянно проходит курсы обучения, основное требование к которым – максимум практики.

Главным вызовом – 2020 стали для Маргариты и её учеников удалённые занятия. Задача, поразмыслив над которой, педагог нашла решение. Как собирать роботов без конструкторов и ноутбуков?
- Я собралась, подумала, мы разработали такую классную программу, что занимаемся робототехникой без оборудования, дома, дистанционно, совершенно без проблем. Можно создавать 3-D модели роботов, электронику и симулировать ее с помощью имитационного моделирования в режиме реального времени, ребенок уже познает высшую математику в процессе. Теперь этот опыт интегрирую в образовательный процесс.
СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ
Маргарита призналась, что не мечтает о том, каким станет мир через тридцать или сто лет. Считает, что важно использовать по максимуму «здесь и сейчас».

Именно поэтому в её жизни появилось новое правило – никаких рабочих вопросов и телефона вечером дома. Только общение с семьей – мужем, родителями и братом, книги Блока, картины Шагала и путешествия.
- С детства зачитываюсь Айзеком Азимовым, очень часто обсуждаем его и с детьми, ищем вдохновения и идеи для новых проектов, - говорит Маргарита. – Очень люблю «Двухсотлетнего человека».
- У меня дома есть робот-пылесос с влажной уборкой,- говорит Маргарита. – Это же здорово: ты приходишь вечером, а все уже чисто. Еще есть мультиварка, которая управляется с телефона. Едешь домой, нажимаешь на кнопочку, и через 30 минут тебя ждёт готовый ужин. Всё, что совсем недавно казалось фантастикой, уже есть в наших домах и не стоит баснословных денег. Ну сказка же!
НЕУДАЧ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
Ещё одна сказка, над которой Маргарита Цыганова и её команда работали почти 3 года, тоже начала воплощаться в жизнь: открылся отдел «Skills-центр» - здесь образование с самого начала носит профориентационный характер. И заниматься сюда могут приходить дети уже с семи лет. Чем раньше – тем лучше, уверена Маргарита

- Сейчас направлений 5, – поясняет она. – Это робототехника, инженерный дизайн, графический дизайн, веб-дизайн и разработка, интернет-маркетинг. Директор поручила мне курировать отдел, сейчас я работаю и как педагог, и как методист. Хочется добавить актуальные профессии, например, фронт-энд и бэк-энд разработка. Это тоже сайтостроение. В прошлом году мы интегрировали программу декоративно-прикладного искусства, художественного творчества и веб-дизайна. Это здорово, когда ребёнок умеет рисовать и рисует эскизы для сайта.

В разговоре Маргарита призналась, что понятие «неудача» для нее не существует. И, если результат отрицательный, его можно модернизировать в дальнейшее развитие.
Этот же вопрос мы задали и ребятам, которые приехали в центр специально, чтобы рассказать о своём педагоге и показывали нам своих роботов – Роману и двум Степанам. Маргариты тогда рядом не было, а вот ответили они совсем как их учитель, сказали: «Из-за пустяков мы не расстроимся, а замотивируемся на занятиях. А если, например, на соревнованиях что-то пойдет не так, то надо собраться, настроиться, понять ошибки, потом уже достичь чего-то хорошего».
Текст: Тамара Юдина
Фото: Ирина Хожаинова
ВКонтакте | red@lipetskmedia.ru

Made on
Tilda